Построить гостиницу на орбите Луны и стать министром просвещения. Выпускники университетов 2020 года — о своих планах
Екатерина Мокина, серебряная медалистка олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Педагогическое образование», выпускница ТюмГУ
Я с детства мечтала стать учителем. Еще когда ходила в детский сад, часто сажала кукол в ряд и учила их алфавиту и цифрам. В начальной школе у меня была прекрасная первая учительница, и я очень хотела стать похожей на нее. В старших классах у нас были дни самоуправления, и я заменяла учителя в начальной школе. У меня никогда не было сомнений в выборе профессии, и совсем скоро я смогу осуществить свою мечту.
Многие говорят, что это неблагодарная профессия, что в школе сейчас непросто, бывают случаи буллинга и много других сложностей. Я уверена, у каждой профессии есть недостатки, но если ты нашел свое призвание, то любые преграды можно преодолеть. Конечно, это не самая высокооплачиваемая работа. Но когда я поступала в университет, то о зарплате думала в последнюю очередь. Кроме того, я понимаю, что всегда можно найти дополнительные источники заработка. Брать дополнительные часы, вести какие-то кружки, заниматься репетиторством.
Я выбрала специальность «Педагог младших классов», потому что мне всегда нравилось общаться с детьми младшего возраста — они невероятно искренние, веселые, непосредственные. И мне кажется, что это по-настоящему здорово: помогать ребенку раскрываться, узнавать новое, расти как личность.
Сейчас я оканчиваю Тюменский государственный университет и хочу поступить в магистратуру в Москве. Впоследствии планирую остаться в столице. У меня большой опыт работы с детьми дошкольного возраста и из младших классов, поэтому во время учебы буду подрабатывать.
Однажды моя классная руководительница сказала, что если за все время работы учителю удалось раскрыть талант хотя бы одного ребенка, то вся его педагогическая жизнь прошла не зря. Уверена, что это и есть самое главное в работе. Конечно, я думаю и о карьере. Сначала буду учителем младших классов, затем завучем, потом директором. Ну а потом я бы хотела стать министром просвещения или науки и высшего образования. В этой должности я бы постаралась реорганизовать ЕГЭ: сделать его не стрессовым, чтобы он занимал лишь небольшой период в жизни учеников, то есть изменить и сам экзамен, и его интеграцию в школьную программу.
Николай Ткачев, победитель конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана
Я узнал о Бауманке в средней школе — из телесериала «Папины дочки», там учился один из его героев. Тогда я тоже загорелся этой идеей, и мама показала мне список специальностей университета. В нем было много сложных и непонятных слов, и решил, что никогда не смогу туда поступить.
Тема космоса интересовала меня с детства, но я не думал об этом как о будущей профессии. В старшей школе задумался: почему бы и правда не пойти строить ракеты? Выяснилось, что сосредоточение всех космических направлений как раз в Бауманке. Так я решил поступать именно туда.
Тогда же я увлекся астрономией. Мне подарили телескоп, но просто смотреть на звезды было скучно. В школе у нас астрономию не преподавали, поэтому я пошел на курсы в МГУ, потом стал участвовать в астрономических олимпиадах. Победа на одной из них обеспечила мне при поступлении 100 баллов по физике.
Первое время мы изучали общие дисциплины, но ближе к четвертому курсу появились предметы, посвященные ракетостроению, и это уже была довольно творческая работа. На пятом курсе мне попался замечательный научный руководитель, который предложил спроектировать космическую станцию на орбите Луны. Я начал работать над этим проектом, а на шестом курсе услышал о конкурсе «Профстажировки 2.0». Там был кейс Роскосмоса, который практически совпадал с моей темой. Мою заявку на участие одобрили, я разработал проект орбитальной станции-гостиницы и победил.
Сейчас я работаю в НПО им. Лавочкина, которое и выдвинуло проект на конкурс. Меня пригласили на стажировку в феврале, еще до объявления результатов конкурса. Тогда же я успешно прошел собеседование и получил предложение о работе, но из-за карантина приступил к ней только 1 июня.
В России инженеры получают не много, но я верю, что наступит такой момент, когда это изменится. И я хочу приложить все усилия, чтобы это время наступило как можно раньше. В ближайшее время я бы хотел поступить в аспирантуру. Если все получится, там я планирую разработать методику проектирования, которая позволит удешевить разработку космических аппаратов и ускорить ее сроки.
Если говорить о глобальных планах, то я бы хотел стать в нашей стране вторым Королевым. Это легендарный ученый, и я бы очень хотел добиться таких же высот. И, конечно, я мечтаю о том, чтобы мой проект орбитальной станции-гостиницы воплотился в жизнь. Потому что и исследование Луны, и космический туризм — это направления, которые можно реализовывать уже сейчас. Они могут принести много пользы и прибыли. К примеру, космический туризм может стать источником финансирования и для других направлений вроде исследования Марса.
Николай Королев, серебряный медалист олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Искусственный интеллект», выпускник МГУ
Когда я учился в пятом классе, мой отец сказал, что пора определяться с будущей профессией. На тот момент шла активная цифровизация, и я подумал, что программист — это самая востребованная профессия. Кроме того, меня всегда интересовали компьютерные технологии, и я решил, что хочу связать с этим направлением свою жизнь.
Не могу сказать, что сразу же с пятого класса начал готовиться к университету. Но я понимал, что для поступления мне нужно будет хорошо знать информатику, физику и математику, поэтому уделял этим предметам немного больше времени в школе. Это было не так сложно: решать математические задачи мне нравилось, а когда делать что-то было лень, я просто старался пересилить себя, думая о том, что это пригодится в будущем.
С девятого класса стал участвовать в олимпиадах — это могло помочь при поступлении в вуз. В 11-м классе я стал победителем олимпиады, которая позволила стать студентом МГУ без экзаменов. Но, по сути, я мог бы поступить и без нее: все экзамены я сдал на 97–100 баллов.
В МГУ я был не самый крутой на курсе: вместе со мной поступили многие ребята — неоднократные призеры международных олимпиад. Это очень стимулировало. Я стал усиленно работать и уверенно могу сказать, что добился того, чего хотел.
Сейчас я планирую заниматься программированием и искусственным интеллектом. Мне хочется сочетать эти два направления и создавать удобные и понятные для любого пользователя продукты. Несмотря на разговоры об успешной карьере в Кремниевой долине, я планирую и дальше работать в России. Здесь все достаточно неплохо с компьютерными технологиями, есть что развивать и куда развиваться самому. Возможно, в будущем я поеду на стажировку в другую страну, но исключительно ради опыта работы и обмена идеями в международной команде.
Через условные пять-семь лет я вижу себя руководителем какого-либо направления в IT-компании IntelliJ Labs, где работаю уже сейчас, или же директором по технологиям в каком-нибудь стартапе. Я не уверен, что так уж легко стать техническим директором в крупной компании, эти должности часто заняты теми, кто создал этот бизнес. А вот стать руководителем подразделения вполне реально.
Если же говорить о самых смелых фантазиях, то я бы хотел основать свою компанию и стать кем-то вроде Стива Джобса. Чтобы все понимали, что я умею писать код и создавать крутые продукты, но в основном я бы просто ходил по конференциям и рассказывал людям что-то классное.
Подготовила Саша Чернякова
Все выпускники являются участниками проектов платформы «Россия - страна возможностей»