«Самое сложное — осознать и принять, что мы не всесильны». Волонтеры благотворительных фондов о своей работе
Полина Шехирина, волонтер Фонда борьбы с лейкемией
Я решила стать волонтером, когда онкология пришла в мою семью. Два близких родственника заболели раком разного типа. Они уже проходили лечение, и я понимала, что хочу помочь, но кроме психологической поддержки ничего сделать не могу. И стала искать фонды.
Моя работа связана с музыкой, и у многих друзей и коллег в соцсетях я видела фото в красных шапках с символикой Фонда борьбы с лейкемией. Я выбрала сердцем — просто деятельность фонда откликнулась во мне. Я знала, что хочу поддерживать именно взрослых людей: маленькой голубоглазой девочке охотнее помогают деньгами, чем условному сорокалетнему водителю, — а помощь нужна каждому.
Полноценного обучения не было, по телефону координатор задавала мне вопросы, уточняла, насколько я психологически устойчива, насколько я понимаю, о чем идет речь. Все остальное ты понимаешь уже в процессе. Волонтерство не подразумевает обладание конкретными навыками — это в первую очередь общение с людьми, этому в специальных школах не учат.
Мы должны знать общую информацию о фонде, в процессе немного вникаем в медицинские аспекты, чтобы понимать, кому и чем мы помогаем, для нас проводят встречи с онкопсихологами, которые рассказывают, как общаться с больными людьми, как не перегореть, как сохранить ресурсное состояние, чтобы ни себе, ни подопечным фонда не сделать хуже. Процесс образования идет непрерывно.
Свой первый день я буду помнить всегда. Я впервые была в Гематологическом центре. Мы пришли к людям, которые лежат там по два, три, шесть месяцев. Пациенты проходят долгое лечение, у многих температура, плохое самочувствие после химиотерапии, а мы пришли с ними общаться — предложить им выйти из палаты, рисовать, разговаривать, обсуждать, что происходит в мире. Мы позвали всех играть и общаться. И не вышел никто. Так совпало, что в этот день всем было очень сложно, у всех была температура и все остались лежать в палатах. Тогда девочки-кураторы поняли, что многие волонтеры после этого не вернутся. Но для меня эта ситуация была понятной — посещение центра происходит не ради моего веселья, а ради людей, и если людям нужно отдохнуть, то пусть они отдыхают. Потом, когда я продолжала приходить в центр, к нам каждый раз кто-то выходил, хотя бы один человек.
В волонтерстве меня больше всего радует обмен энергией. Люди выходят из серых, темных психологических подвалов, ведь онкология — это очень сложная история для каждого человека. Людям порой не хватает простого общения без чувства жалости. Мы вместе играем на гитаре, делаем поделки, вырезаем что-то, я спрашиваю, где учатся их дети, что они сажают в огороде, чем любят заниматься. И если человек хотя бы на 15 минут забыл обо всем и ему стало лучше, то я рада, что качество его жизни улучшилось даже на это время.
Самое сложное — осознать и принять, что мы не всесильны. Иногда ты можешь собрать деньги на лекарство, вывести человека из депрессии, развеселить, но это ничего не значит, ведь у болезни свои планы. Вы много лет сражались, сделали все возможное, а человек ушел. Не все зависит от нас. И второе — после таких ситуаций важно не сдаваться, не прятаться, не опускать руки и помнить, что есть другие люди, которым нужна помощь.
Многие волонтеры сталкиваются с чувством вины: «Вот почему у меня все так хорошо, а у них все так плохо». Вообще в жизни и в работе есть много сложных моментов. Но это все не повод останавливаться. Сотрудники фонда всегда готовы предоставить онкопсихолога, который поможет понять, как поддержать себя, — это как призыв надеть маску сначала на себя, а потом на ребенка. То есть если я буду приходить к пациентам фонда в подавленном состоянии, то пользы от этого не будет никому. Важно не перегорать.
Я часто рассказываю о волонтерстве друзьям, членам семьи, о деятельности фонда пишу в соцсетях. Сейчас в России все еще много предубеждений против рака. Канцерофобия распространена — многие все еще думают, что раком можно заразиться. Это, конечно, смешно. Я считаю, что волонтер не только помогает подопечным фонда, но и сам несет в массы правильную информацию — распространяет ее среди друзей и родственников. И если благодаря мне друзья и родственники поймут, что донорство костного мозга — это не космически сложная операция, а что-то простое, что может спасти жизни, то я буду этому рада.
Многие люди думают, что волонтерство отнимает очень много времени. Это не так. Если вы можете помогать в выходные или утром в будние дни или раз в месяц или раз в два месяца — это можно сделать. Главное, чтобы деятельность фонда откликалась у вас в душе. Многим кажется, что в больнице они увидят толпу грустных лысых людей, которым ничего не нужно, — это тоже не так. Это люди, такие же, как мы, это интересные люди, интеллигентные, смешные. Это не параллельная вселенная, это место, где есть люди, которые хотят общаться, обмениваться энергией. И если вам это интересно, то волонтерство вам подойдет.
Юлия Лындина, директор благотворительного фонда помощи животным «Собаки, которые любят»
Я никогда не думала, что стану волонтером. Всегда очень хотела завести собаку, но по ряду причин не могла этого сделать. И тогда я пришла в приют для животных. В первые дни я работала в паре с опытным волонтером, который научил меня базовым принципам безопасного взаимодействия с животным, объяснил, как животных пристраивают и кому мы никогда их не отдадим. Меня научили выявлять, что на самом деле нужно человеку, который пришел забрать собаку из приюта. Сейчас, когда люди приезжают и говорят «Мне понравился Атос», я в первую очередь спрашиваю, почему они решили, что именно Атос им нужен. В зависимости от того, какие люди называют параметры, я могу предложить им животное, которое больше подойдет для жизни вместе.
Мой первый выгул животных выглядел очень сурово. Это был февраль, снег по колено, мне выдали три поводка, и очень активные собаки бодро потащили меня через сугробы. За первый волонтерский день я потеряла, наверное, килограмма два-три точно.
Сложности, конечно, есть. Люди, например, не знают, что можно взять животное из приюта совершенно бесплатно, в том числе и породистых собак. Либо люди думают, что в приютах живут одни монстры, а на самом деле 90% собак — это лапочки, которым нужен дом, которые готовы подстраиваться под человека. Самое сложное для меня — это когда собачий век окончен, а ты так и не смог найти псу дом. Такие подопечные есть, с ними мы вынуждены прощаться в приюте. Сейчас я понимаю, что для меня волонтерство — это уже не хобби, а полупрофессиональная деятельность. С 9:00 до 18:00 я, как обычный человек, работаю на работе, а с 18:00 до 23:00 практически каждый день помогаю животным. Три года назад совместно с другими волонтерами мы организовали благотворительный фонд «Собаки, которые любят», и все это время я активно работаю его руководителем. Сейчас мы понимаем, что у нас нет возможности платить зарплаты, поэтому примерно пять часов в день после рабочего дня я сама занимаюсь волонтерством.
Ольга Кошелева, автоволонтер фонда «Дом с маяком»
В 2017 году я стала автоволонтером фонда помощи хосписам «Вера», начала развозить посылки. В этот период я работала удаленно, дочка росла и становилась все более самостоятельной, появилось свободное время и удалось совмещать приятное с полезным — я водила любимую машину и помогала людям.
Постепенно я пришла к тому, что стала ездить с детьми фонда «Дом с маяком». Я заполнила анкету, получила инструкции, памятку автоволонтера и поехала отвозить подопечную семью на мероприятие Детского хосписа. В первый раз было не страшно, а очень волнительно — нужно было везти людей, в том числе тяжелобольного ребенка. Но все прошло отлично, и скоро поездки стали регулярным делом. О моем волонтерстве знают и семья, и дети, они прекрасно на это реагируют — муж давно участвует в благотворительности финансово, и наши друзья тоже, так что помощь фонду мое окружение воспринимает отлично.
Меня радует возможность помочь людям — с комфортом отвезти ребенка и его семью к врачу, на интересное мероприятие, на праздник. Я считаю, что это делает меня терпимее, учит по-настоящему любить жизнь и быть благодарной каждому дню, когда мы можем самостоятельно ходить, дышать, видеть, слышать, разговаривать, есть и пить. Не всем так везет в жизни, к сожалению.
Подопечные семьи, с которыми я общаюсь, — удивительные, прекрасные и сильные люди. Восхищаюсь их силой духа и тем, насколько невероятно сильно они любят и чувствуют своих детей. И конечно, всем говорю: фонду «Дом с маяком» очень нужны автоволонтеры! Если у вас есть немного свободного времени, автомобиль и желание сделать хорошее дело — попробуйте, вы точно не пожалеете о своем решении. Есть много вариантов помощи, и можно выбрать именно тот, который подходит вам.
Переверзева Екатерина, волонтер в фонде поддержки слепоглухих «Со-единение»
На втором курсе университета я узнала о фонде поддержки слепоглухих «Со-единение», который искал волонтеров для работы с людьми, имеющими одновременное нарушение зрения и слуха, и пошла в Зимнюю школу для сопровождения подростков. Мне показалось это интересным. Первые дни дались мне непросто. Во время обучения в школе я отчетливо помню свое волнение. Страх выйти из зоны комфорта был настолько велик, что за две недели я начала общаться только с несколькими людьми. Но дальше главную роль сыграла увлеченность сотрудников фонда своим делом — это было очень заразительно. Для меня фонд поддержки слепоглухих стал «волонтерской альма-матер».
Фонд всегда очень трепетно относится к волонтерам, устраивает обучение на базе университетов в разных городах, где ведущие специалисты рассказывают про психологические особенности слепоглухого человека, этику общения с ним, способы его сопровождения, помогают овладеть дактилологией — основным средством общения людей с двойным сенсорным нарушением, и базовыми знаниями русского жестового языка. В процессе самой работы всегда можно обратиться за поддержкой к кураторам. Мне в свое время очень повезло с ними — это было особое наставничество от единомышленников. И 5 декабря мы традиционно празднуем День волонтера, в этот день все благодарят друг друга за вклад в большое дело.
Именно волонтерство в фонде поддержки слепоглухих «Со-единение» привело меня в проект «УчимЗнаем», который занимается организацией образовательной среды для длительно болеющих детей. Сейчас я работаю с ребятами, у которых в процессе тяжелого лечения падают зрение и слух.
Самое сложное в волонтерстве — ответственность. Ты ответственен за свои обещания, поступки и даже за свое настроение. Мне важно адекватно оценивать свои силы, особенно когда речь идет о социальном волонтерстве. Мы приходим в волонтерство отдавать часть своих сил на что-то ценное и важное, но, если вовремя не пополнять их, можно растратить весь свой ресурс, и тогда тебе самому может понадобиться помощь.
На фестивале «Добрые люди» посетители смогут узнать больше о фондах «Дом с маяком», «Собаки, которые любят», «Со-единение», о Фонде борьбы с лейкемией и еще множестве других благотворительных организаций. Помочь фондам-участникам можно уже сейчас: по всей России стартовала акция #ДелаемДоброВместе. Оставить пожертвование можно, отправив СМС на номер 2090 с суммой пожертвования (цифрой — например, 300), или оставив пожертвование на сайте festoprf.nuzhnapomosh.ru. По итогам мероприятия планируется собрать более 10 миллионов рублей пожертвований на деятельность некоммерческих организаций. Организатором фестиваля выступает Общественная палата РФ.
Подготовила Ксения Исаева