Начать блог на снобе
Все новости

Иллюстрация: sesame/Getty Images

1600.jpg

Иллюстрация: sesame/Getty Images

Николай Неплюев: Как первая волна пандемии отразилась на финансовом рынке и будет ли она такой же болезненной во второй раз

Редакционный материал
Мировой кризис на фоне коронавируса затронул все структуры экономической сферы. Отрасли бизнеса, касающиеся строительства и автомобилей, адаптировались к новым условиям, следствием чего стал рост доходов компаний в этих сегментах рынка. Совсем другая ситуация наблюдается в узконаправленном офлайн-бизнесе. О финансовой ситуации в стране и перспективах рассуждает экономист, финансист, член Ассоциации профессиональных директоров АНД Николай Неплюев
6 октября 2020 12:04

Придет ли вторая волна пандемии COVID-19 осенью текущего года — наиболее актуальный вопрос для аналитиков в финансово-экономической сфере, поскольку мировая экономика сейчас напрямую зависит от воздействия этого фактора. Далеко не каждый бизнес адаптировался к условиям карантина, и многие из тех, кто пережил первую волну, повторения форс-мажора финансово не потянут, что приведет к очередным массовым дефолтам. Ранее Bloomberg прогнозировал, что возможный ущерб от коронавируса для экономики составит 2,7 триллиона долларов.

Обнадеживает тот факт, что население осознало всю серьезность ситуации и научилось придерживаться необходимых санитарно-гигиенических мер, что способствует снижению распространения вируса. Кроме того, уже разработана вакцина от коронавируса и проведены предварительные испытания, приняты все меры для максимальной профилактики и лечения. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что даже в случае мутации вируса COVID-19 повторения тотальной пандемии в прежних масштабах не случится.

Скорее всего, карантинные ограничения будут определять, как нам жить и работать, еще около полугода. Осложняет ситуацию начало учебного года и отсутствие возможностей и опыта полностью перевести систему образования в онлайн-сферу. Результаты удаленного обучения во втором квартале 2020 года продемонстрировали неготовность к такому формату. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, избежать «зависания» электронных образовательных площадок было невозможно. Минусы удаленного обучения вынуждают наверстывать упущенное с началом нового учебного года. Конечно, в результате снова возрастет статистика заразившихся, но прежних объемов она не достигнет.

Стоит отметить, что бизнес, который еще до кризиса, связанного с пандемией, широко использовал онлайн-сферу для рекламы, коммуникаций и/или делопроизводства, практически не пострадал от введения карантинных мер, за исключением секторов, которые стали относительно не востребованы. К таковым можно отнести ресторанный, отельный и курортный бизнес, выставочные и развлекательные центры. Если одно кафе в будни приносило в среднем 60–80 тысяч рублей выручки, то теперь — всего 7 тысяч. Но некоторые из них сумели вовремя переформатироваться: например, рестораны сконцентрировались на доставке еды на дом, развлекательные и выставочные центры стали проводить мероприятия онлайн. Доля ресторанов с доставкой выросла в Москве с 51% до 66% за март этого года, в регионах — с 40% до 58%, говорится в отчете Data Insight и Delivery Club. Отдельные представители этих сегментов рынка смогли даже увеличить свою прибыль благодаря кризисной ситуации.

Автомобильный рынок и лизинг только выиграли от сложившейся ситуации, поскольку возрастает спрос на частный транспорт и резко расширяется сегмент доставки. Число желающих приобрести машину выросло на 10%. Однако необходимо реструктуризировать процентные ставки и сроки по выплатам, улучшить взаимодействие с платежными системами и расширить их ассортимент для клиентов. Желательно расширять факторинговый портфель и снижать ставки входа, чтобы обеспечить приток финансов — в частности, от представителей нерентабельного в условиях карантина бизнеса, которые таким образом смогут стать инвесторами и защитить свой капитал.

Строительный рынок претерпевает существенные изменения вектора спроса, благодаря чему его мелкие и средние представители только выиграли. Спрос на коммерческую недвижимость резко снижается, и крупные компании несут убытки. Продажи жилья на вторичном рынке упали на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также интересы обывателей, вынужденных теперь перейти на формат удаленной работы на постоянной основе, устремились в сторону частного пригородного жилья. Следовательно, спрос на новостройки существенно снизится, как и в целом на жилье в крупных городах. Мелкий и средний строительный бизнес в регионах получит дополнительную прибыль и сможет увеличить обороты приблизительно вдвое.

В промышленности особых изменений не предвидится, за исключением поступательных колебаний ввиду несбалансированности сегментов рынка, отвечающих за логистику и взаимодействие с конечным потребителем. Предполагается, что после стабилизации экономики и балансировки распределительных систем промышленность вернется в привычное русло.

Критический рост отмечен в области е-commerce, сервисов электронных платежей и развлекательных онлайн-платформ. К 2024 году объем рынка электронной коммерции в России вырастет до 3,491 триллиона рублей. Акции большинства онлайн-компаний существенно возросли в цене, и спрос только увеличивается по мере осознания инвесторами перспектив ввиду реструктуризации экономики. Предполагается рост и расширение онлайн-сферы как постоянной и приоритетной платформы коммуникаций в несколько раз по сравнению с объемами в докарантинный период. Инвестиции в данную сферу сейчас наиболее актуальны для долгосрочных вложений — по оценкам аналитиков, только в этом году более 150 миллиардов долларов будет инвестировано в такие проекты.

Нужно понимать, что рано или поздно пандемия закончится и карантин будет отменен, но при этом экономика и бизнес не станут прежними. Необходимо уже сейчас привыкать и максимально адаптироваться к имеющимся форматам, чтобы они стали возможностью развития альтернативных направлений бизнеса и дополнительной прибыли.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Люди все чаще предпочитают не купить вещь, а взять в аренду. Шерингом машин уже никого не удивишь, но сейчас можно взять ненадолго и зонтик, и зарядку для телефона. Однако в России более-менее активно арендуют только велосипеды, самокаты и те же машины, остальное пока провисает. С чем это связано, объясняет основатель сервиса по краткосрочной аренде пауэрбанков «Бери заряд!» Кирилл Кулаков
Компании, которые занимаются масштабированием бизнеса через развитие франчайзинговой сети, по итогам первой половины 2020 года не только не потеряли, но и, наоборот, нарастили количество партнеров и точек присутствия. Кому и за счет чего удалось добиться кратного роста числа партнеров, рассказывает Василий Алексеев, гендиректор образовательной компании «Like Центр»
По известным причинам многие компании на время лишились возможности проводить массовые мероприятия, в том числе корпоративные. HRD компании Yota Екатерина Мельникова рассказывает, как организовать «удаленный» корпоратив и масштабный забег сотрудников с помощью смартфонов и ноутбуков и как почувствовать единство команды онлайн

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.