Стрит-арт-художница Faith XLVII: Гендер — это не более чем категория, мысленный конструкт
Пока российские художники с помощью дополненной реальности восстанавливают закрашенные коммунальщиками граффити, зарубежные бренды вовсю используют стрит-арт в маркетинге. Стрит-арт-художница Faith XLVII рассказывает о коллаборации с Hennessy, женщинах в мире стрит-арта и о том, как искусство помогает бороться со стереотипами
Ɔ. Несмотря на то что мир движется в сторону гендерного равенства, некоторые сферы и профессии по-прежнему принято считать преимущественно мужскими. К ним относится и стрит-арт. Вы ощущали когда-нибудь влияние этого стереотипа на себе?
К сожалению, пока что наш мир еще далек от равенства, в том числе и от гендерного. Я выросла в стране (ЮАР. — Прим. ред.), где проблема неравенства и дискриминации стоит чрезвычайно остро, поэтому я всегда считала крайне важной тему прав человека в целом. Меня вдохновляли и вдохновляют до сих пор женщины, которые бросают вызов существующему положению вещей и живут своей дикой, яростной и прекрасной правдой. Например, Марина Абрамович или Патти Смит. Надеюсь, и я в свою очередь смогу вдохновить других молодых женщин, и постепенно мы начнем замечать перемены вокруг.
Фото: Пресс-служба Hennessy
Фото: Пресс-служба Hennessy
Фото: Пресс-служба Hennessy
Фото: Пресс-служба Hennessy
Фото: Пресс-служба Hennessy
Ɔ. Вы считаете себя феминисткой?
Да. Для меня это означает, что я сама решаю, что делать, не ориентируясь на какие бы то ни было стереотипы, и что я могу быть честной сама с собой.
Ɔ. Тем не менее мы живем в мире, где по-прежнему правят стереотипы. Например, бутылка коньяка считается прекрасным подарком для мужчины, но ее вряд ли подарят девушке, хотя коньяк пьют и мужчины, и женщины. Вы с этим согласны?
В каждой женщине есть «мужские» черты, а в мужчине — «женские», а значит, гендер — это не более чем категория, мысленный конструкт. Стереотипы игнорируют тот факт, что, говоря о «мужском» и «женском», мы имеем в виду скорее черты характера, качества и манеру себя вести.
Ɔ. Давайте поговорим о вашей коллаборации с Hennessy. Бренд приглашает стрит-арт-художников, которые работают в совершенно разных стилях, например, прошлогодний дизайн для Hennessy Very Special разрабатывал Фелипе Пантоне.
Мне кажется, в этом и заключается прелесть искусства — каждый художник может быть уникальным по стилю и визуальному языку. Связь между нами, участниками проекта Hennessy, заключается в том, что все мы рисуем граффити и относимся к одной культуре, которая началась с рисования на улицах. Мы сами создали себя. Hennessy привлекает художников, которые посвятили свою жизнь своему увлечению, и результат их усилий очевиден.
Ɔ. Что это сотрудничество означает для вас?
Когда меня пригласили в качестве художника Hennessy и предложили стать частью истории бренда, у меня было чувство, будто бы меня приглашают в хорошую семью. Я следила за художниками, которых приглашали до меня, с некоторыми из них я знакома лично. Для меня было важным, что я чувствовала себя свободной в этом проекте, а на данном этапе моей карьеры для меня очень важна свобода самовыражения. Без нее невозможно творить.
Ɔ. Расскажите о вашей работе над дизайном для бренда.
Когда я приехала к команде Hennessy во Францию, мы первым делом отправились на производство. Меня вдохновил процесс создания напитка. За последние 250 лет он совсем не изменился. Особое, трепетное отношение к природе и терпение, которое требуется для того, чтобы создать напиток, напомнили мне какое-то древнее таинство, алхимический процесс, где все взаимосвязано и один элемент превращается в другой.
Мне пришла в голову идея, что солнце насыщает Землю светом и жизнью, при том что само по себе является частью природной силы. Эту идею я и использовала при создании дизайна. Вернувшись в студию, я изучала манускрипты, эзотерические карты и мандалы, где в центре солнце. Эта идея целостности вообще хорошо сочетается с тематикой моих работ, которая посвящена естественному течению наших отношений с природой. Я рассматриваю Землю как целостный организм, живое существо, где человечество не разделено ни на группы, такие как расы и национальности, ни на отдельных индивидов. Наша задача как человечества — уважать эту целостность.
Ɔ. Как, по-вашему, это можно сделать?
Одна из сфер, которая позволяет нам изменять установки, — изобразительное искусство, потому что художники работают вне языковых границ. Они используют визуальные символы и метафоры, которые, в свою очередь, могут по-разному расшифровываться в зависимости от культурного и географического контекста. Изобразительное искусство — это что-то вроде эсперанто.
Ɔ. Как бы вы охарактеризовали себя через тип мировоззрения? Считаете ли вы себя бойцом, который старательно пытается донести свою идею фикс до аудитории?
Не думаю, что я боец. Я бы скорее использовала слово «воин». Боец ставит перед собой задачу победить, для воина же, как для самурая, важно глубоко познать себя и иметь уважение ко всему живому.
Ɔ. Вы можете сформулировать ваши основные правила жизни?
Не знаю, есть ли на самом деле у меня какие-то конкретные правила жизни, я стараюсь не загонять себя в рамки. Мне кажется, что одна из важных вещей для меня — это ощущение внутреннего спокойствия. Иногда я сильно эмоционально реагирую на происходящее вокруг, много беспокоюсь, от этого я становлюсь как будто физически дезориентирована в реальном мире. Так что основное правило для меня — это всегда возвращаться в место своего спокойствия.