Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images
Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images

Дано: Вы придумали уникальный бизнес по продаже лягушек. С понятным рынком и очевидными техниками доставки предложения до покупателя. Всем ваши лягушки очень нравятся, дело идет в гору. Но вдруг случается ужасное: одним прекрасным утром точно такие же лягушки, каких вы продаете довольным клиентам, начинают просто падать с небес затяжным зеленым дождем. 

Вопрос: Что делать? Все пропало? 

Ответ: Если вы задаетесь этим вопросом, то, видимо, да. Литературу, что ли, не читали? Каждая бизнес-модель должна проходить стресс-тесты и подвергаться всестороннему анализу рисков. Если домашняя работа выполнена хорошо, то любой лягушачий дождь покажется не казнью египетской, а интересной возможностью сгруппироваться и заработать еще больше. 

Написание книги — история не быстрая: от идеи до реализации проходит очень много времени в силу творческих и технических причин. Так получилось, что я сел за работу, когда еще никто не слышал ни про коронавирус, ни про сопутствующий ему экономический кризис масштабом едва ли не с Великую депрессию. Безусловно, эти обстоятельства несколько скорректировали пару сюжетов книги, но точно не затронули суть моего сложносочиненного высказывания. Потому что индустрия венчурного инвестирования априори учитывает возможность самого невероятного поворота, будь то пандемия или проливной дождь из лягушек. Такие события демонстрируют истинную природу этой области экономической жизни — мы готовы рисковать и просчитывать вероятность любого сценария, и чем лучше мы это делаем, тем больше зарабатываем.

Разумеется, история с коронавирусом стала неожиданной для всех. Казалось бы, так хорошо начинался год, экономика росла везде и у всех. Фондовые индексы покоряли новые высоты. И никто не придал особого значения новостям из Китая о новой болячке, которая быстро передается от человека к человеку и имеет высокий уровень осложнений и летальных исходов.

Казалось бы, Китай достаточно быстро купировал проблему, но в феврале стали приходить тревожные вести теперь уже из Европы. Страны одна за другой начали объявлять карантин и ограничивать сообщение с миром. А когда проблема достигла Америки и Штаты закрыли свои границы, стало понятно, что мы имеем дело с глобальной проблемой. Паника на рынках привела к падению глобальных индексов, что не сразу, но сказалось и на настроениях венчурной индустрии.

В сущности, не так важно, в какой именно момент и какого именно кризиса вы читаете эту книгу. Если вы хотите быть успешным в сфере венчурного капитализма, надо учиться работать и выживать в любых условиях.

Конечно, это не первый кризис даже на памяти нынешнего поколения. Но сегодня есть особенность: разрыв глобальных коммуникаций и то, что многие отрасли экономики сжались либо вовсе перестали функционировать. Как сказал неподражаемый Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять!»

Венчурная индустрия разделилась на два больших лагеря. Первый затаился и ждет, что будет. Второй делает вид, что работает как обычно. На самом деле произошла большая перемена. Если до этого мы наблюдали ожесточенную борьбу инвесторов за перспективные стартапы, то теперь во главе угла — рынок покупателя, то есть наш, инвесторов. И тут я вижу много позитива — если это слово вообще уместно в сложившемся контексте.

У инвесторов появился шанс попасть в недостижимые раньше проекты. Стало возможным договариваться об условиях с хорошими стартапами, а не инвестировать по принципу «скажи спасибо, что пустили». Конечно, мы и раньше не делали инвестиций по такому принципу. Но многие хорошие проекты приходилось пропускать, потому что давление непрофессиональных денег было в них очень большим. А в момент рыночной паники непрофессионалы первыми покидают рынок.

Оговорку стоит сделать для быстрорастущих проектов, которые в теперешней ситуации получили дополнительный импульс. У них оценки, напротив, растут, и конкуренция за них усиливается. 

Еще одна возможность, которую дает кризис инвесторам, — поиск проблемных проектов, которые испытывают временные трудности и в силу рыночной ситуации могут стать объектом для инвестирования по очень привлекательным оценкам.

Вопрос от волчонка с Уолл-стрит: Подождите, то есть кризис не остановил процесс венчурного инвестирования?

Не совсем. Одной из ключевых особенностей венчурного инвестирования является то, что в этой индустрии отсутствует прямая корреляция с публичными рынками и вообще с сегодняшним днем. Конечно, связь есть, и прежде всего это доступность денег во время падения. А еще перетекание средств на публичные рынки в моменты выхода из коррекции или рецессии.

Но в остальном связь не такая явная. Мы инвестируем в стартап, явно не ожидая выхода в ближайшие пару лет. То есть, когда мы инвестируем во время кризиса, стадия роста проекта с большой вероятностью придется на благоприятный период.

Но не все так безоблачно. Если вы инвестор, необходимо иметь в виду несколько нюансов:

  • Рассчитывайте, что вам придется поддерживать проект дольше обычного, чтобы он стал интересен инвесторам следующего уровня либо достиг безубыточности. «Долина смерти», с которой сталкиваются многие растущие проекты, особенно опасна в напряженные времена. 
  • Тщательно проанализируйте бизнес-предложение и бизнес-модель проекта. Постарайтесь понять, насколько велик на него будет спрос во время кризиса. Еще важнее понять, сохранится ли спрос позже. 
  • При работе с проектами, которые росли и были востребованы до кризиса, постарайтесь понять, насколько они уязвимы сейчас, смогут ли сохраниться до завершения кризиса и будет ли их бизнес востребован после. 

Если с инвесторами более или менее понятно — не пропадут, то со стартапами все значительно сложнее и интереснее.

Еще до наступления коронакризиса было понятно, что затяжной рекордный рост фондового рынка неизбежно приведет к коррекции, а возможно, и рецессии. Поэтому уже несколько лет назад мы начали советовать своим стартапам поднимать достаточное, иногда избыточное финансирование, чтобы не пострадать в момент кризиса. Выросшим проектам мы рекомендовали иметь консервативный план безубыточности, который даст возможность работать и быть готовым к возобновлению роста.

Когда наступил кризис, мы в первую очередь проанализировали состояние нашего портфеля. Он у нас диверсифицирован по отраслям. Это не избавляет от рисков, но позволяет их сгладить, поскольку не все проекты будут одинаково затронуты кризисом.

Можно ли было все это предугадать? Конечно, нет. Каким именно будет очередной черный лебедь, не знает никто, но учитывать саму вероятность его налета нужно всегда. Поэтому первым делом любые серьезные проекты должны делать стресс-тесты, которые показывают, сможет ли стартап выжить в условиях негативного сценария. Если средств не хватает, надо понять, есть ли шанс поднять раунд или организовать иное финансирование от текущих инвесторов. Так что в идеале любой катаклизм не должен быть чем-то шокирующим для тех, кто считает на несколько ходов вперед.

Издательство: Альпина Паблишер
Издательство: Альпина Паблишер

А чем же он должен быть, спросите вы. Что может дать предпринимателю такой кризис, кроме седых волос? Ну, во-первых, это отличный повод для пересмотра бюджета и оптимизации всего на свете. Сейчас как никогда важно честно ответить себе на вопрос: насколько ты эффективен и что тебя тянет на дно?

Помимо обеспечения финансовой устойчивости, проектам стоит помнить ставшую уже банальной мысль, что кризис — время не только опасностей, но и возможностей. Поэтому неплохо бы понять, нужен ли и возможен ли пивот, изменение бизнес-модели, выход на другие рынки или другие категории пользователей. Мы видим, что офлайн-школы переходят в онлайн; магазины, рестораны и такси массово переключаются на онлайн-заказы и доставку. Конечно, все это временно, но отрабатываются новые процессы, пользовательские сценарии, возникает новая лояльная аудитория. Океан рынка в такие времена активно рождает новые волны, которые можно и нужно вовремя оседлать, когда они приблизятся к берегу.

Но что делать проекту, если он еще только в начале пути и ему «повезло» тут же очутиться в самом эпицентре экономического торнадо?

Прежде всего — рассчитывать на имеющиеся ресурсы. Вспомнить про технологию «бережливый стартап» — в конце концов, многие проекты, если это не deep tech, фармацевтика и т. д., могут вполне делаться небольшими командами и скромными ресурсами, по крайней мере до выхода на стадию продвижения продукта. Вспомним, что даже Amazon на ранней стадии вместо столешниц использовал старые межкомнатные двери, а вместо ножек — списанные ящики.

При необходимости привлечения раунда прямо сейчас нужно быть готовым к более жестким условиям, чем это было бы в докоронавирусные годы. При возможности стоит потянуть время и подождать большей рыночной определенности. Тогда есть вероятность, что настроение инвесторов улучшится и денег они будут предлагать больше и активнее.

Еще одна очень важная вещь — переосмысление своего рыночного предложения. Именно сейчас необходимо понять, то ли мы собираемся предложить и насколько наши предложения могут быть интересны рынку даже в условиях кризиса. Во многих случаях вообще стоит не спешить с запуском проекта.

Вопрос от Кашпировского: А дальше-то что будет?

Хотя фондовый рынок быстро выправился, думаю, его еще ждет коррекция. Проблема в том, что приостановка роста экономики во многих странах привела к падению реального сектора. И понадобится время, чтобы это отыграть.

Любой напряг когда-то заканчивается. Главное — иметь достаточно ресурсов, чтобы перетерпеть сложности. Кризис выявляет уязвимости и высвечивает проблемы, которые избыток ресурсов позволял не замечать. Востребованные и эффективные проекты расцветут и станут еще круче. Стартапы с сомнительным предложением, низким ростом и большим оттоком клиентов смогут пережить кризис, только если найдут в себе силы измениться.

Кризис закончится. Изобретут вакцину, укрепят медицинские учреждения и персонал. Люди станут более внимательны к гигиене, появится спрос на новые материалы, методы, позволяющие существенно смягчить опасность возникновения новых эпидемий. Многие изменения, которые мир претерпевает сегодня, окажут значительное влияние на посткризисный порядок. Не всегда это будет продиктовано разумными соображениями, зачастую возобладает административный и бюрократический подход.

Все помнят запрет пользования мобильными устройствами или ограничение количества жидкостей, проносимых на борт самолета. Это, как и более жесткие ограничения прав и свобод, явилось отголоском событий 11 сентября 2001г. В этот раз мир явно увидит еще более серьезное усиление контроля за перемещениями, практику закрытия границ и отказа во въезде во многие страны. Новые налоги и сборы также могут стать реальностью. Понадобится время на восстановление индустрии путешествий, спорта, развлечений. И здесь мы наверняка увидим появление новых бизнес-моделей и конвергенцию существующих.

Многие бизнесы поймут преимущества удаленной работы. Это приведет к перестройке процессов. Большие офисы в центре мегаполисов стоят огромных денег, а сколько времени и денег уходит на поездки? Сотрудники каждый день выкидывают часы своей жизни, экология страдает. Все это значительно изменится. Усилится поток деурбанизации — многие предпочтут покинуть мегаполисы. Конечно, это не произойдет за один день, но данный тренд можно ощутить уже сейчас. И мне это разукрупнение мегаполисов и усреднение плотности населения кажется даже очень позитивным фактором.

В общем, в том мире, который сложится после кризиса, точно появятся прорывные проекты, реформирующие целые отрасли. Предпосылок уже полно, прорыв назрел, и он обязательно состоится. Талантливые предприниматели будут искать и находить решения. А венчурные инвесторы с удовольствием профинансируют их открытия.

Надо помнить, что кризис — время возможностей, как бы вас уже ни тошнило от этой банальной истины. После краха доткомов появились Google и Facebook, после кризиса 2008 г. — AirBnB, DropBox, на волне кризиса нынешнего уже рванул Zoom. То, что вы начнете создавать сейчас, завоюет рынок через три года. Проверяйте.

Оформить предварительный заказ книги можно по ссылке