Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Альметьевск — четвертый по численности населения город Республики Татарстан, здесь живет почти 160 тысяч человек. Город находится всего в 3,5 часах езды от Казани. Несмотря на относительно небольшую удаленность от столицы республики и свой статус, жизнь в Альметьевске куда более спокойная и размеренная: после семи часов вечера улицы пустеют. Здесь всего две гостиницы (обе называются «Нефтяник»), один хостел и несколько ресторанов, причем самый высокий рейтинг, согласно «Яндексу», у нового грузинского ресторана и «Макдоналдса» — кстати, одного из старейших в России. Центральная улица, конечно, названа в честь Ленина. Вдоль дороги, прямо на подъезде к городу, добывают нефть: здесь начинается магистральный нефтепровод «Дружба». Почти в каждой семье есть нефтяник, который работает в «Татнефти» — градообразующем предприятии Альметьевска.

Город молодой, ему всего 67 лет. На смену поколению, работавшему от звонка до звонка, пришло новое, которому нужны места для отдыха и развлечений и больше возможностей для самореализации. Молодежь начала уезжать за этим в города покрупнее. Чтобы уменьшить отток людей, Альметьевску пришлось меняться. Сначала в 2016 году здесь появилась сеть велосипедных дорожек протяженностью более 50 километров. Блогер Илья Варламов даже назвал Альметьевск «велосипедной столицей России». Но кататься на велосипеде по серым «спальникам» — сомнительное удовольствие. Тогда-то в город и пришло современное искусство. В 2017 году «Татнефть» пригласила в Альметьевск опытных петербургских кураторов из Института исследования стрит-арта и запустила программу «Сказки о золотых яблоках». Задачей кураторов стало не только благоустроить город, но и через искусство рассказать его жителям об истории региона, уникальной природе, языке, легендах и традициях. Художники из России, Украины, Италии, Испании, Германии и Уругвая расписали торцы домов вдоль всего веломаршрута. Так в Альметьевске появилось около трех десятков муралей. Жизнь буквально заиграла новыми красками. Кстати, мурали несут не только эстетическую, но и практическую пользу. Перед росписью стены подготавливают, заново штукатурят, так что дом, по сути, дополнительно утепляют.

Вскоре после появления первых муралей в городе объявили открытый конкурс на вакансию гидов и отобрали десять человек из числа местных жителей. Все они прошли пятимесячное обучение, получили сертификаты и стали проводить велосипедные и пешеходные экскурсии для жителей и гостей города. Гиды — люди разного возраста и специальностей. Например, экскурсовод Наталья Кислицына в будни занимается разработкой профстандартов в одном из подразделений «Татнефти». «Я очень рада, что стала частью проекта, который преображает наш город внешне и внутренне. Потому что проект “Сказки о золотых яблоках” — не только мурали, но и множество мастер-классов (например, по мультипликации) и лекций, которые абсолютно бесплатны для жителей Альметьевска, — говорит Наталья. — Я узнала много нового. Даже старожилам есть, что почерпнуть. Мы будто заново открываем для себя город».

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Вот, например, уругвайский художник Николас AlfAlfA Санчез на торце девятиэтажки на улице Герцена изобразил женщину в традиционной татарской одежде с гусиной головой и с тюльпаном в руке — символом чистоты. Эта птица выбрана неслучайно, в татарской культуре она символизирует женское начало и хозяйственность. Через некоторое время фраза «встречаемся у гусыни» вошла в обиход местных жителей. Неподалеку уличный художник из Киева Дима FATUM создал огромный коллаж-портрет выдающегося татарского просветителя и религиозного деятеля Ризы Фахретдина. Когда дом под мураль уже был выбран, кураторы программы случайно узнали, что в нем живет родственница ученого. Она угостила художника эчпочмаками в благодарность за то, что он таким образом увековечил память ее предка. Красочная мураль на улице Восьмого марта от испанского художника Антонио Сегуры Доната иллюстрирует местную вариацию легенды о белой волчице — Ак буре — и отсылает к 40-м годам ХХ века, когда на нефтяных скважинах работали девушки. Путь к месторождению проходил через лес, где на людей часто нападали волки. По легенде, когда группу девушек окружили волки, из чащи вдруг вышла огромная белая волчица и увела волков за собой.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

В рамках лаборатории уличного искусства «Орнаменты города» под руководством арт-команды «Фрукты» из Перми местные жители сами стали создавать арт-объекты во дворах. Трещина в стене превращается в скважину — стоит только нарисовать над ней нефтяную качалку. На углу одного из домов можно увидеть локальную адаптацию мема «Пссс, парень» — «Пссс, парень, эчпочмак не хочешь?» Всего во дворах спрятано около десяти арт-объектов.

Руки художников добрались и до действующей котельной в центре города. Художник Кирилл Kreal расписал цистерны национальными татарскими орнаментами, сюжет мурали авторства Артема Стефанова рассказывает о теориях происхождения нефти на фасаде котельной. По вечерам здесь включается лазерно-световая инсталляция и расцвечивают котельную сотнями разноцветных огней. Лучшей смотровой площадкой для обзора котельной стала световая скульптура Solar Facula, на которую можно забраться по винтовой лестнице. «Это своего рода маяк, который загорается с наступлением сумерек, отсылка к нефтяным факелам, которые горели в черте города и за его пределами, и к космическому феномену — солнечным факелам. Компьютер, подсоединенный к скульптуре, собирает данные о солнечной активности из открытых источников и преобразует их во все цвета радуги, которые мерцают в разном ритме. Чем активнее вспышки на солнце, тем интенсивнее мерцает скульптура. Она все время разная», — рассказывает автор скульптуры Виктор Поляков.

Благоустройством территории вокруг котельной занимаются не только художники, но и ландшафтные инженеры. В конце октября школьники под руководством Игоря Сафиуллина засеяли небольшой участок земли растениями, характерными именно для Альметьевского района, посадили саженцы сосен и обложили эту своеобразную клумбу кусками асфальта. «Эпидемия коронавируса заперла людей по домам, и природа начала возвращать свое, пробиваясь в городскую среду, как растения сквозь асфальт», — говорит куратор программы Полина Ёж, показывая на кустик диких помидоров, выросший у стен котельной. «В Альметьевском районе мы нашли редкие степные растения — они как нельзя лучше подходят для жестких условий города, — Сафиуллин показывает мешочки с семенами. — У нас тут 65 видов семян: спаржа лекарственная, тысячелистник, душица, степной миндаль… Мы добавили к ним семена васильков и календулы. Так что летом у нас тут будет очень красиво». Этот ландшафтный проект станет началом индустриального сквера с зонами для BMX и паркура, который планирую открыть в следующем году.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Конечно, художники в своих работах не могли обойти главную тему 2020 года — коронавирус. На асфальте в сквере у Дома правосудия появился рисунок «Альметьевские нарды» от петербургского уличного художника Heato. Любой желающий, отсканировав QR-код, мог подключиться к генератору случайных чисел и принять участие в игре. При этом расстояние между игроками при любом раскладе составляет 1,5 метра — ненавязчивое напоминание о социальной дистанции.

Несколько арт-объектов появились и во дворе Центральной районной больницы, куда теперь привозят больных коронавирусом. Анна Дельгядо, Александра Инкевич и Александр Ломаев из петербургского «Архитектурного бюро 11» соорудили под ее окнами мерцающую световую инсталляцию в виде ковра с национальным орнаментом. Рядом с инсталляцией высадили полторы тысячи луковиц белых крокусов. «Эти цветы выбраны неслучайно. Крокус традиционно используется в суфийской медицине. Это первый весенний цветок, символ обновления и надежды, а еще — отсылка к роману “Белые цветы” Абдурахмана Абсалямова о жизни и труде врачей», — говорит Игорь Сафиуллин. Стену над входом в приемный покой украсил бело-синий коллаж с крокусами авторства художника Ивана Найнти. Небольшие принты с этим коллажем сможет купить любой желающий, а все вырученные средства пойдут на поддержание работы больницы.

В первую волну пандемии, когда жители ушли на самоизоляцию, кураторы «Сказок о золотых яблоках» объявили конкурс на лучшую сказку, чтобы люди могли переосмыслить происходящее. В народном голосовании победила сказка 13-летней Алины Сафиной о самоизоляции. Петербургские художники-керамисты Екатерина Алимова, Артем Максимов и Анна Духанова создали по ее мотивам огненную скульптуру. Ее обжиг превратили в перформанс. После захода солнца на берегу Альметьевского водохранилища собрались несколько десятков человек. Территорию вокруг скульптуры, которая с утра обжигалась в специальном коконе и была закрыта от посторонних глаз, расчертили кругами и поставили в центр каждого по светодиодной свечке. В этом было что-то языческое, будто тут собирались поклоняться неведомому божеству. Но зрителей расставили в круги опять же для соблюдения социальной дистанции. Когда температура в коконе достигла 1200 градусов, его раскрыли, и из огня на свет появилась скульптура. По задумке авторов, она должна стать напоминанием о пандемии 2020 года, изменившей мир.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Проект «Сказки о золотых яблоках» разрушает стереотип о том, что культурная жизнь заканчивается за пределами Москвы и Петербурга. Международная арт-программа подарила жителям Альметьевска не только ощущение причастности к чему-то глобальному, но и стимулировала появление новых общественных и образовательных пространств. Недавно в Альметьевске появилась анимационная школа студии «Союзмультфильм», а на месте бывшего универмага по инициативе генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова скоро откроется общественно-культурный центр «Алмет». Когда у жителей появляются возможности для самореализации и места для отдыха, они остаются в родном городе, вовлекаются в творческий процесс и сами начинают менять пространство вокруг себя.