Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Партнерский материал
Пссс, парень, эчпочмак не хочешь?

Как искусство трансформирует Альметьевск

«Сноб» отправился в нефтяную столицу Татарстана и узнал, как современное искусство не только изменило ее облик, но и предотвратило отток людей в города покрупнее
30 октября 2020 16:59
Мурал испанского художника Антонио Сегуры Доната Фото: Пресс-служба

Альметьевск — четвертый по численности населения город Республики Татарстан, здесь живет почти 160 тысяч человек. Город находится всего в 3,5 часах езды от Казани. Несмотря на относительно небольшую удаленность от столицы республики и свой статус, жизнь в Альметьевске куда более спокойная и размеренная: после семи часов вечера улицы пустеют. Здесь всего две гостиницы (обе называются «Нефтяник»), один хостел и несколько ресторанов, причем самый высокий рейтинг, согласно «Яндексу», у нового грузинского ресторана и «Макдоналдса» — кстати, одного из старейших в России. Центральная улица, конечно, названа в честь Ленина. Вдоль дороги, прямо на подъезде к городу, добывают нефть: здесь начинается магистральный нефтепровод «Дружба». Почти в каждой семье есть нефтяник, который работает в «Татнефти» — градообразующем предприятии Альметьевска.

Город молодой, ему всего 67 лет. На смену поколению, работавшему от звонка до звонка, пришло новое, которому нужны места для отдыха и развлечений и больше возможностей для самореализации. Молодежь начала уезжать за этим в города покрупнее. Чтобы уменьшить отток людей, Альметьевску пришлось меняться. Сначала в 2016 году здесь появилась сеть велосипедных дорожек протяженностью более 50 километров. Блогер Илья Варламов даже назвал Альметьевск «велосипедной столицей России». Но кататься на велосипеде по серым «спальникам» — сомнительное удовольствие. Тогда-то в город и пришло современное искусство. В 2017 году «Татнефть» пригласила в Альметьевск опытных петербургских кураторов из Института исследования стрит-арта и запустила программу «Сказки о золотых яблоках». Задачей кураторов стало не только благоустроить город, но и через искусство рассказать его жителям об истории региона, уникальной природе, языке, легендах и традициях. Художники из России, Украины, Италии, Испании, Германии и Уругвая расписали торцы домов вдоль всего веломаршрута. Так в Альметьевске появилось около трех десятков муралей. Жизнь буквально заиграла новыми красками. Кстати, мурали несут не только эстетическую, но и практическую пользу. Перед росписью стены подготавливают, заново штукатурят, так что дом, по сути, дополнительно утепляют.

Вскоре после появления первых муралей в городе объявили открытый конкурс на вакансию гидов и отобрали десять человек из числа местных жителей. Все они прошли пятимесячное обучение, получили сертификаты и стали проводить велосипедные и пешеходные экскурсии для жителей и гостей города. Гиды — люди разного возраста и специальностей. Например, экскурсовод Наталья Кислицына в будни занимается разработкой профстандартов в одном из подразделений «Татнефти». «Я очень рада, что стала частью проекта, который преображает наш город внешне и внутренне. Потому что проект “Сказки о золотых яблоках” — не только мурали, но и множество мастер-классов (например, по мультипликации) и лекций, которые абсолютно бесплатны для жителей Альметьевска, — говорит Наталья. — Я узнала много нового. Даже старожилам есть, что почерпнуть. Мы будто заново открываем для себя город».

Мурал художника Николаса AlfAlfA Санчеза Фото: Пресс-служба

Вот, например, уругвайский художник Николас AlfAlfA Санчез на торце девятиэтажки на улице Герцена изобразил женщину в традиционной татарской одежде с гусиной головой и с тюльпаном в руке — символом чистоты. Эта птица выбрана неслучайно, в татарской культуре она символизирует женское начало и хозяйственность. Через некоторое время фраза «встречаемся у гусыни» вошла в обиход местных жителей. Неподалеку уличный художник из Киева Дима FATUM создал огромный коллаж-портрет выдающегося татарского просветителя и религиозного деятеля Ризы Фахретдина. Когда дом под мураль уже был выбран, кураторы программы случайно узнали, что в нем живет родственница ученого. Она угостила художника эчпочмаками в благодарность за то, что он таким образом увековечил память ее предка. Красочная мураль на улице Восьмого марта от испанского художника Антонио Сегуры Доната иллюстрирует местную вариацию легенды о белой волчице — Ак буре — и отсылает к 40-м годам ХХ века, когда на нефтяных скважинах работали девушки. Путь к месторождению проходил через лес, где на людей часто нападали волки. По легенде, когда группу девушек окружили волки, из чащи вдруг вышла огромная белая волчица и увела волков за собой.

Дима FATUM создал огромный коллаж-портрет выдающегося татарского просветителя и религиозного деятеля Ризы Фахретдина Фото: Пресс-служба

В рамках лаборатории уличного искусства «Орнаменты города» под руководством арт-команды «Фрукты» из Перми местные жители сами стали создавать арт-объекты во дворах. Трещина в стене превращается в скважину — стоит только нарисовать над ней нефтяную качалку. На углу одного из домов можно увидеть локальную адаптацию мема «Пссс, парень» — «Пссс, парень, эчпочмак не хочешь?» Всего во дворах спрятано около десяти арт-объектов.

Руки художников добрались и до действующей котельной в центре города. Художник Кирилл Kreal расписал цистерны национальными татарскими орнаментами, сюжет мурали авторства Артема Стефанова рассказывает о теориях происхождения нефти на фасаде котельной. По вечерам здесь включается лазерно-световая инсталляция и расцвечивают котельную сотнями разноцветных огней. Лучшей смотровой площадкой для обзора котельной стала световая скульптура Solar Facula, на которую можно забраться по винтовой лестнице. «Это своего рода маяк, который загорается с наступлением сумерек, отсылка к нефтяным факелам, которые горели в черте города и за его пределами, и к космическому феномену — солнечным факелам. Компьютер, подсоединенный к скульптуре, собирает данные о солнечной активности из открытых источников и преобразует их во все цвета радуги, которые мерцают в разном ритме. Чем активнее вспышки на солнце, тем интенсивнее мерцает скульптура. Она все время разная», — рассказывает автор скульптуры Виктор Поляков.

Благоустройством территории вокруг котельной занимаются не только художники, но и ландшафтные инженеры. В конце октября школьники под руководством Игоря Сафиуллина засеяли небольшой участок земли растениями, характерными именно для Альметьевского района, посадили саженцы сосен и обложили эту своеобразную клумбу кусками асфальта. «Эпидемия коронавируса заперла людей по домам, и природа начала возвращать свое, пробиваясь в городскую среду, как растения сквозь асфальт», — говорит куратор программы Полина Ёж, показывая на кустик диких помидоров, выросший у стен котельной. «В Альметьевском районе мы нашли редкие степные растения — они как нельзя лучше подходят для жестких условий города, — Сафиуллин показывает мешочки с семенами. — У нас тут 65 видов семян: спаржа лекарственная, тысячелистник, душица, степной миндаль… Мы добавили к ним семена васильков и календулы. Так что летом у нас тут будет очень красиво». Этот ландшафтный проект станет началом индустриального сквера с зонами для BMX и паркура, который планирую открыть в следующем году.

Школьники под руководством Игоря Сафиуллина посадили саженцы сосен и обложили эту своеобразную клумбу кусками асфальта Фото: Пресс-служба

Конечно, художники в своих работах не могли обойти главную тему 2020 года — коронавирус. На асфальте в сквере у Дома правосудия появился рисунок «Альметьевские нарды» от петербургского уличного художника Heato. Любой желающий, отсканировав QR-код, мог подключиться к генератору случайных чисел и принять участие в игре. При этом расстояние между игроками при любом раскладе составляет 1,5 метра — ненавязчивое напоминание о социальной дистанции.

Несколько арт-объектов появились и во дворе Центральной районной больницы, куда теперь привозят больных коронавирусом. Анна Дельгядо, Александра Инкевич и Александр Ломаев из петербургского «Архитектурного бюро 11» соорудили под ее окнами мерцающую световую инсталляцию в виде ковра с национальным орнаментом. Рядом с инсталляцией высадили полторы тысячи луковиц белых крокусов. «Эти цветы выбраны неслучайно. Крокус традиционно используется в суфийской медицине. Это первый весенний цветок, символ обновления и надежды, а еще — отсылка к роману “Белые цветы” Абдурахмана Абсалямова о жизни и труде врачей», — говорит Игорь Сафиуллин. Стену над входом в приемный покой украсил бело-синий коллаж с крокусами авторства художника Ивана Найнти. Небольшие принты с этим коллажем сможет купить любой желающий, а все вырученные средства пойдут на поддержание работы больницы.

В первую волну пандемии, когда жители ушли на самоизоляцию, кураторы «Сказок о золотых яблоках» объявили конкурс на лучшую сказку, чтобы люди могли переосмыслить происходящее. В народном голосовании победила сказка 13-летней Алины Сафиной о самоизоляции. Петербургские художники-керамисты Екатерина Алимова, Артем Максимов и Анна Духанова создали по ее мотивам огненную скульптуру. Ее обжиг превратили в перформанс. После захода солнца на берегу Альметьевского водохранилища собрались несколько десятков человек. Территорию вокруг скульптуры, которая с утра обжигалась в специальном коконе и была закрыта от посторонних глаз, расчертили кругами и поставили в центр каждого по светодиодной свечке. В этом было что-то языческое, будто тут собирались поклоняться неведомому божеству. Но зрителей расставили в круги опять же для соблюдения социальной дистанции. Когда температура в коконе достигла 1200 градусов, его раскрыли, и из огня на свет появилась скульптура. По задумке авторов, она должна стать напоминанием о пандемии 2020 года, изменившей мир.

Огненная скульптура Фото: Пресс-служба

Проект «Сказки о золотых яблоках» разрушает стереотип о том, что культурная жизнь заканчивается за пределами Москвы и Петербурга. Международная арт-программа подарила жителям Альметьевска не только ощущение причастности к чему-то глобальному, но и стимулировала появление новых общественных и образовательных пространств. Недавно в Альметьевске появилась анимационная школа студии «Союзмультфильм», а на месте бывшего универмага по инициативе генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова скоро откроется общественно-культурный центр «Алмет». Когда у жителей появляются возможности для самореализации и места для отдыха, они остаются в родном городе, вовлекаются в творческий процесс и сами начинают менять пространство вокруг себя.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Из-за пандемии под ударом оказались деятели публичного искусства, ведь такие мероприятия, как фестивали, скорее всего, будут разрешены в последнюю очередь. Но в новом посткоронавирусном мире они займут особенно важное место, считает Юлия Бычкова — управляющий партнер проектной группы «8 линий», директор арт-парка «Никола-Ленивец» и продюсер фестиваля «Архстояние»
В Москве в шестой раз проходит выставка Lexus Hybrid Art. Проверьте себя: как хорошо вы ориентируетесь в современном искусстве, перформансах и Science Art?
«Сноб» узнал у эксперта по арт-рынку Николая Палажченко, совладельца галереи «Триумф» Емельяна Захарова и основателя аукциона VLADEY Владимира Овчаренко о принципах, которыми следует руководствоваться начинающему коллекционеру