Фото: Netflix
Фото: Netflix

Обязательно смотреть

«Ход королевы»
Платформа: Netflix
Автор: Скотт Фрэнк

Бесконечное тиканье часов. Глаза перебегают с предмета на предмет, ноги безостановочно переминаются, рука медленно движется к фигуре, чтобы сделать ход. Он, вероятно, решит, чем же закончится интеллектуальный поединок. И снова бесконечное тиканье часов.  

Передать словами напряжение, заполняющее пространство кадра и сознание зрителя, практически невозможно. Звук секундной стрелки в какой-то момент соединяется с биением сердца, и они начинают стучать друг с другом в такт. Казалось бы, далеко не самый энергичный вид спорта — шахматы — оказывается непредсказуемее и захватывающее любых Олимпийских игр. 

Фото: Netflix
Фото: Netflix

Сериал «Ход королевы» описывает полный взлетов и падений путь гениальной молодой шахматистки Бет Хармон (та самая бесподобная Аня Тейлор-Джой). Шоураннер проекта — Скотт Фрэнк. Режиссер и сценарист уже успел доказать свою состоятельность в работе с неторопливыми сюжетами — что в детективе «Прогулка среди могил» с Лиамом Нисоном, что в вестерне «Забытые богом» для Netfiix, что в своей главной на сегодня сценарной работе, антикомиксовом «Логане» режиссера Джеймса Мэнголда. В «Ходе королевы» Фрэнк проникает в больное, гениальное и страдающее всеми возможными зависимостями сознание спортсменки (безо всяких назиданий, кстати). Препарирует его, раскладывая перед зрителем на травмы и тревоги. Показывает жизнь шахматистки не менее увлекательно, чем это сделали бы в хорошем голливудском триллере. Вклад Фрэнка дополняется выдающейся актерской работой Тейлор-Джой и очаровательным академическим саундтреком Карлоса Рафаэля Риверы, давнего компаньона Фрэнка. Сериал смотрится на одном дыхании. Так что готовьтесь встретить с ноутбуком на коленях утро. 

Смотреть, но без особых ожиданий

«Псих»
Платформа: more.tv
Авторы: Федор Бондарчук и Паулина Андреева

Фото: more.tv
Фото: more.tv

Почему-то все проекты, к которым так или иначе приложил руку Константин Богомолов, приобретают звание «наиболее ожидаемых событий года» (авторский привет не самым удачным «Хорошему человеку» и «Содержанкам»). У сериала «Псих» в придачу к этому выдуманному статусу имеется еще ранг сериального дебюта Федора Бондарчука, в российской индустрии фигуры не менее громкой. Верхним слоем пирога ожиданий в этом случае легло имя актрисы Паулины Андреевой — супруга Бондарчука решила освоить новую профессию и написала для сериала сценарий. 

Причудливый кинематографический винегрет на выходе оказался довольно неплохой психологической драмой с достойной и очень точной актерской работой (впервые экранный Богомолов не раздражает). Но, пожалуй, не более того.

Константин Богомолов играет модного, если не сказать тусовочного психолога с мизантропическими наклонностями и самым скучным из возможных именем Олег. Это не имя даже, а мем какой-то. К Олегу обращается едва ли не весь московский, как все говорили раньше и как до сих пор говорит Константин Богомолов, бомонд. Только вот психологическая помощь нужна скорее самому Олегу: совсем недавно он потерял жену и травму эту не пережил. В результате Олег пытается зачать ребенка с помощью современной медицины (знали бы только создатели сериала, что в реальности ждет российских суррогатных отцов). Но сюжет идет по другому пути. Один из клиентов Олега, наркоман Артем (его довольно недурно играет Игорь Верник) жалуется на своего лекаря душ в вышестоящие инстанции. После чего силовики начинают проверку деятельности психолога-психа.

Вроде бы в «Психе» все работает слаженно — как уже отмечалось выше, от игры артистов и до достойного сюжетного напряжения, — но все же неизбежно возникает вопрос: а зачем нам за всем этим наблюдать? Ответа нет. Может быть, только для того, чтобы занять время. Или еще раз убедиться, что крепче Бондарчука проекты никто у нас в стране пока не продюсирует, а Богомолову удаются роли молчаливых сумасшедших.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь