«Звездные войны» для зумеров. Как история беби Йоды от Disney стала главным сериалом осени
Космический утюг и больше ничего хорошего
Год назад на экраны вышел девятый эпизод «Звездных войн». И после премьеры фанатам саги стало окончательно ясно, что режиссер и продюсер Джей Джей Абрамс, ставший эдаким худруком новой трилогии (от «Пробуждения силы» до «Скайуокера. Восход»), повел эту киновселенную не туда. Во всяком случае автор этого текста, также из числа поклонников принцессы Леи и прочих R2D2, считает именно так. Седьмая часть, которую снял сам Абрамс, при всех ее несовершенствах выезжала на ностальгии (и успешно). Восьмую от режиссера Райана Джонсона (в его биографии такие хиты, как фантастический триллер «Петля времени» и антиклассический детектив «Достать ножи») фанаты, наоборот, возненавидели, но зато оценили киноманы. Оно и понятно: это был настоящий постмодернистский праздник с межпланетным кораблем в виде утюга, который внезапно рифмуется с обычным утюгом в руках космической машины для глажки мундиров. Финальный же эпизод трилогии (снова от самого Джей Джея) не удовлетворил практически никого. Из киноисторий любопытными выглядели лишь обращавшиеся к прошлому «Изгой один» и «Хан Соло». Хотя и на них реакция была неоднозначной.
То ли вестерн, то ли фантастика
Новую надежду в данном случае вселял лишь «Мандалорец», премьера которого состоялась примерно в одно время с девятым эпизодом. События сериала находились (и продолжают находиться) во временном промежутке между финалом седьмой части, то есть после победы Люка и джедаев над Империей, и «Пробуждением силы». Главного героя зовут Дин Джарин (Педро Паскаль). Он — наемник-одиночка, выходец из почти вымершей цивилизации. В основной трилогии их расу представлял культовый персонаж Боба Фетт. Сериал начинается с задания для Мандалорца (некоторые персонажи называют его ласково Мандо, последуем их примеру и мы) по поиску таинственного груза. Внутри капсулы обнаруживается загадочное дитя, беби-версия еще одного культового персонажа — магистра Йоды.
Восьмисерийные приключения Мандо и малыша Йоды по-хорошему взорвали интернет. Были и восторженные рецензии, отмечавшие, например, умное цитирование классических вестернов (того же Серджио Леоне) и пойманный дух оригинальной трилогии Джорджа Лукаса. Были и попытки обвинить сериал в «детскости», мол, «Звездные войны» стали слишком несерьезными, хотя в этом, кажется, и есть главное достижение «Мандалорца». Самого Йоду растащили на мемы и стикеры, а сегодня китайские фабрики вовсю производят его игрушечные копии. У автора текста такая тоже есть.
В конце концов сериал стал пристанищем для настоящих киноизобретателей. Среди режиссеров проекта значились Дэйв Филони, ответственный за мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», актриса Брайс Ховард (вы ее, наверняка, видели в образе Гвен Стейси в старой трилогии про «Человека-паука» от Сэма Рейми или в «Мире Юрского периода», съемки новой части которого только что завершились). И даже Тайка Вайтити («Тор: Рагнарек», «Реальные упыри», «Кролик ДжоДжо») — главный автор-трикстер Голливуда. Автором сценария и главным продюсером (иными словами, шоураннером) стал завсегдатай диснеевских просторов Джон Фавро.
Кто такой Джон Фавро
Сегодня компания Disney — один из главных мировых медиамонополистов. Под их брендом прячется буквально все: от телегиганта FOX до вселенных Marvel и тех же «Звездных войн». Поэтому кадровые рокировки между разными, так скажем, киномирами — дело для компании некриминальное и нехитрое. Именно такой фигурой-спасителем сегодня и хочется назвать Джона Фавро. Первоначально актер (забавно, но во вселенной Marvel именно его персонаж, телохранитель Тони Старка, а теперь еще и наставник Питера Паркера по имени Хэппи едва ли не самый часто появляющийся на экране герой Disney) в режиссуре дебютировал с картиной «Все схвачено!» (в главной роли Винс Вон), продолжил комедией «Эльф» и детской фантастикой «Затура». В 2008 году под началом продюсера Кевина Файги он снял первый свой Marvel-блокбастер «Железный человек» (после и его же сиквел). Сегодня в резюме Фавро должность исполнительного продюсера в семи фильмах про Мстителей, а также два диснеевских саморемейка — «Книга джунглей» и «Король Лев». Но, кажется, главным его нынешнем достижением стал «Мандалорец», который, конечно, и во втором сезоне оказывается настоящим космическим чудом.
Обязательно смотреть
«Мандалорец» (2 сезон)
Платформа — Disney+
Автор — Джон Фавро
Продолжение сериала сохраняет все достоинства оригинала как в чистоте жанра космического вестерна, так и в сюжетном напряжении, благодаря которому герои попадают в перепалки чуть ли не каждые пять минут. Первый эпизод, написанный и снятый самим Фавро, оказывается небольшой, но очень увлекательной историей про борьбу главных героев с громадой монстром, в которой есть место и для переживаний за персонажей, и для поиска цитат из таких объектов кинокульта, как «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, и даже детского восторга от космических погонь и внезапного появления в кадре планеты Татуин или Бобы Фетта. Снять второй эпизод Фавро позвал режиссера «Человеков-муравьев» (из все той же Marvel-франшизы) Пейтона Рида. Специалист по комедии и фильмам-ограблениям, какими и были «Муравьи», демонстрирует жанровое мастерство и в «Мандалорце». По сюжету герои должны добыть особые яйца на далекой замерзшей планете, где их ждет армия жутких пауков, отсылающих к «Чужому» Ридли Скотта. Ну и без умиления от шалостей Йоды никуда. Так что, если еще сомневаетесь, чем занять пятничный вечер (новый эпизод становится доступным в последний рабочий день недели), смело садитесь в кресло рядом с одиночкой Мандо, который, благодаря Йоде и числу их общих фанатов, и не одиночка вовсе на самом-то деле.