Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Напророчил или сглазил: премьера последнего фильма Михаила Ефремова

На экраны вышел фильм «Картонная пристань» режиссера Кирилла Котельникова. В главной роли — Михаил Ефремов. Образ участкового — его последняя киноработа до случившихся печальных событий. Почему этот фильм можно считать пророческим не только для актера, но и для всей российской грядущей реальности, рассуждает Элла Райх
17 ноября 2020 18:32
Фото: Пресс-служба

Выбирая, что лучше идет под водку — фуагра или вобла, не думаю, что русский человек в большинстве своем выберет первое. Так и с любимым жанром иностранцев — horror или, по-нашему, ужастиком. Если за это дело взяться на совесть у нас, то выйдет не милое сердцу обывателя восстание костлявых мертвецов, а бескомпромиссное, максимально приближенное к свинцовой реальности, простое, как топор, до оторопи понятное, свирепое в своей обыденности кинематографическое действо.

Появившийся в онлайн-кинотеатрах Okko и ivi.ru фильм Кирилла Котельникова «Картонная пристань» отвечает всем этим критериям. Трудно представить, чем окончится довольно спокойно, если не сказать вяло, развивающийся ход событий. Группа журналистов направляется в командировку в какую-то глухую дыру или, как выразился губернатор выбранного региона, «жопу», чтобы оттуда рассказать стране, как живет простой человек накануне неких выборов. Вот в этой самой «жопе» за полчаса до конца фильма неожиданно развернутся достаточно шокирующие события.

Зачем нам знать, что самовлюбленный, популярный, зажравшийся московский телеведущий Николай Плещев (Владимир Зайцев) в виде исключения вынужден отправиться в деревенскую глухомань — поселок Ударник, чтобы отработать поездки в Ниццу и на Багамы? Что его оператор Юрий (Иван Жвакин) не больно-то рад этой поездке в компании своей эффектной любовницы Светы (Дарья Савельева), которая отправляется в путешествие, чтобы побыть с ним рядом и — скуки ради? Что модный блогер Кац (Алекс Артман) лелеет надежду увидеть забавные сценки из жизни провинциалов, дабы потешить свою искушенную публику жалким бытом неведомых аборигенов? Зачем все это? Зачем?

А затем, что есть на земле Михаил Ефремов. Он же участковый Мерзляков. Великий и ужасный. Простой и понятный. Этакий деревенский детектив, пусть не Аниськин, но где-то Фальстаф, дорвавшийся до единоличной власти карать и миловать на отдельно взятом пятачке вселенной. Глубинка она и есть глубинка. До райцентра-то далеко, не то что до столицы. А мундир — вот он, с капитанскими звездочками. И значит, всякий с ними считаться будет — и правый, и неправый. Он и наркоторговца обезвредит, и заведующего столовой данью обложит, и матери однополчанина деньгами поможет. Он здесь все. Уважаемый человек. Уважаемый, но недобрый.

Фото: Пресс-служба

И вот на голову уважаемого человека вдруг падает съемочная группа из Москвы. А это федеральный телеканал, это ненужная известность, это скандал. Ибо Мерзлякову есть что скрывать. Его шкафы полны скелетов — в полном и переносном смысле слова. Время уходит. Пора действовать.

Сквозь весь этот трагифарс на экране абсолютно незапланированно проступает иной смысл, напрямую связанный с событиями лета 20-го года. Последняя гастроль великолепного Михаила Ефремова. Именно так будет восприниматься «Картонная пристань» массовым зрителем. Кто-то поморщится, кто-то позлорадствует, кто-то обрадуется неожиданной встрече с любимым актером, но каждый при желании сможет разглядеть в игре Ефремова отчетливо заметный проблеск фатума, рока, предопределенности человеческой участи. Обыкновенный, типичный для современных российских реалий, маленький «властитель», наладивший систему мелких поборов на подведомственной ему территории, вдруг превращается в дикого монстра, ослепленного жаждой крови, который, шатаясь с охотничьим ружьем наперевес, устраивает охоту за изнеженной московской публикой, забредшей в его глухомань с ее неразглашенными и глубоко потаенными секретами.

Столь жесткий финал заставляет задуматься о том, что мыслеформы — не такая уж безобидная вещь. Горько сознавать, что волею судеб талантливый человек очутился в местах не столь отдаленных. Грустно видеть, как последняя его киноработа прозвучала пророческим гонгом ему вослед.

— Ты бригаду своих на дачи наотправлял? — спрашивает Мерзляков у таджика из столовой.

— Отправлял, — говорит тот. — Двенадцать человек.

— И деньги за материалы получил? — удостоверяется Мерзляков.

— Так, — понуро кивает таджик.

— Ну, и сам посуди: ты деньги получил, а про государство ты забыл, — осуждающе качает головой участковый. — Чтоб к среде деньги были.

Когда участковый воспринимает личный карман как государственный, значит, он государство и есть. А государство строго следит, чтобы налоги поступали исправно, вовремя. Вот и Мерзляков не дает спуску желающим обойти государство, то есть его самого. И капает в его карман, судя по всему, отовсюду. Верит Мерзляков, истинно, честно верит, что он и есть власть, имеющая право брать и наказывать, а ежели надо, то и предотвращать неприятности любыми доступными ему средствами, вплоть до огнестрельного оружия. Государство ведь тоже особо не церемонится с теми, кто покушается на оберегаемую им стабильность. Можно и с трупами жить, и с мертвых душ собирать дань, если именно ты обеспечиваешь баланс между уверенностью в завтрашнем дне и распределением всеобщих доходов.

Совершенно великолепны образы сопутствующих Мерзлякову упырей: председателя Павла Зорькина (Борис Каморзин) и супруги его Людмилы (Ольга Тумайкина). Бытовое злодейство даже не воспринимается таковым. Почти мгновенное преображение не любящих друг друга супругов в хищных зверюг не вызывает оторопи. В этой естественности, «очеловеченности» зла и заключается главный конфликт фильма. Авторы картины задают вопросы: кто мы? Когда успели стать такими? Что случилось с нашей моралью?

Фото: Пресс-служба

Безусловно, образ участкового Мерзлякова имеет полное право войти в галерею нарицательных персонажей русского ада. Жаль, в фильме нет ни одного представителя русского рая. Короткими, жесткими штрихами Ефремов обозначил моральный облик своего героя и провел четкую взаимосвязь между подлостью его жизни и превращением человека в опасное, дикое животное.

А впрочем, участковый Мерзляков даже чем-то обаятелен. Трудно отделаться от этого впечатления. Ведь не секрет, что зло очень часто бывает именно обаятельным. «Картонная пристань» предупреждает.

 

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
12 ноября на российские экраны вышел новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!»По просьбе «Сноба» фильм посмотрел кинокритик и номинант на премию «Сделано в России» в категории «Поколение Z» Гордей Петрик
Юбилейное признание в любви самому спорному, титулованному и одиозному российскому кинорежиссеру от самого юного и раздражающего российского кинокритика
«‎Сноб» поговорил с 17-летним кинокритиком Гордеем Петриком, номинантом премии «‎Сделано в России», — о российском кино, разгромных статьях и заочной ссоре с Никитой Михалковым