Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал
Поддержать бизнес соседа.

Как маркетплейсы позволяют малому бизнесу выживать в коронакризис

Несмотря на атмосферу борьбы за выживание в пандемию, в обществе активизировалась идея о коллективной эмпатии. И если духовные лидеры, включая Далай-ламу, призывали к сопереживанию в межличностных отношениях, то международные бизнес-консультанты вроде McKinsey — к эмпатии в общении с аудиторией, будь то частные лица или другие компании. Взаимовыручка стала частью потребительского поведения, и именно она помогла поддержать на плаву один из самых пострадавших субъектов экономических отношений — малый бизнес. О том, какую роль в этом сыграли маркетплейсы, рассказывает cооснователь онлайн-платформы Flowwow Андрей Макеев
10 декабря 2020 11:40
Иллюстрация: Malte Mueller/Getty Images

Сейчас много говорится о том, как пандемия меняет и еще изменит уклад жизни и привычки потребления. Самое очевидное — это миграция многих практик в онлайн: из-за эпидемиологических ограничений люди во всем мире стали проводить в интернете на 30% больше времени. То, что раньше считалось исключительно офлайновым занятием, стало цифровым. Например, большую популярность приобрели приложения для фитнеса, их с началом пандемии стали скачивать в два раза чаще. Еще одна яркая тенденция —  частичный отказ от традиционного похода в супермаркет за повседневными товарами в пользу онлайн-покупок. В России, согласно исследованию Criteo, больше половины пользователей во время пандемии коронавируса установили хотя бы одно приложение для интернет-шопинга.

Однако социально-экономические эффекты пандемии гораздо шире. Более глубокий взгляд на то, как коронавирус отразился на обществе, позволяет заметить и другие, менее очевидные перемены. Волонтерство и взаимовыручка, эмпатия и сочувствие — все это стало особенно актуальным сегодня. Изоляция показала, как важно быть ближе друг к другу. На уровне потребления это породило глобальный тренд, который ярко проявил себя и в России, — доверие к локальным товарам и небольшим магазинам у дома. Иными словами, люди хотят поддерживать бизнес соседа, а не обогащать большие корпорации. Согласно опросу ِِAccenture, каждый второй уже сейчас отдает предпочтение местным продуктам и мелким лавкам, а в перспективе таких будет подавляющее большинство. 

Роль маркетплейса в развитии бизнеса соседа

Непростая финансовая ситуация больно ударила по малому бизнесу, который и до пандемии был очень уязвим. Глобальное исследование National Business Capital & Services говорит о том, что только 40% малых компаний в мире прибыльны. Похоже, что локальных товаров и небольших магазинчиков у дома будет становиться все меньше. Чтобы выжить, малому бизнесу нужно осваивать онлайн-торговлю, ведь даже если ситуация с COVID-19 стабилизируется, люди все равно будут все чаще делать покупки в интернете. Сейчас товары через приложения заказывает каждый второй покупатель в мире, а в будущем это планируют делать уже 84%. Примерно такие же цифры описывают, как будет расти спрос на бесконтактную доставку. 

Как покупателям и местным продавцам найти друг друга? Самый простой способ — это маркетплейсы. Они избавляют мелких предпринимателей от необходимости создавать собственные сайты — и это как минимум, потому что для торговли в интернете недостаточно просто разместить свои товары на странице и ждать заказов. Нужно организовывать доставку, продвигать свой ресурс в поисковых системах и соцсетях, привлекать покупателей на сайт с помощью рекламы. При этом необходимо просчитывать свою выгоду, ведь компании-лидогенераторы (те, кто приводит пользователей на определенные страницы) просят немалую комиссию за каждого клиента. 

Маркетплейс берет все эти задачи на себя, зачастую включая и организацию доставки. Он быстро соединяет покупателей и мелких продавцов, от чего выигрывают обе стороны. Пользователи могут делать осознанный выбор в пользу локальных товаров, поддерживая соседский бизнес, а те, в свою очередь, выходить на широкую аудиторию и зарабатывать больше. Эффективность цифровых платформ для поддержки малых предпринимателей и взаимовыручки уже доказана мировой практикой. В Мексике, например, очень популярен сервис заказа продуктов с ближайших ферм Yolcan, а в Испании развивается аналогичный сайт, где можно купить яблоки, выращенные буквально по соседству, на той же улице. 

Как маркетплейсы пошли навстречу малому бизнесу

Во время пандемии многие торговые платформы предельно упростили для продавцов все процедуры. Размещение на такой площадке начинается с создания витрины товаров — на это нужно выделить всего полчаса. Для демонстрации ассортимента достаточно сделать фотографии на простой смартфон, затем проставить цены и сообщить немного информации о себе.  На Flowwow можно пропустить и этот этап: в базе уже есть готовые карточки с популярными товарами, которые содержат типовое фото, состав и описание, необходимо только указать стоимость. А Robo.market позволяет загрузить галерею прямо из Instagram.

Самое главное, что нужно знать о маркетплейсе, — это цена размещения. Ресурс возьмет комиссию с каждой покупки (обычно от 5 до 25%). Хорошая новость заключается в том, что во время пандемии многие площадки снизили или вообще обнулили комиссию. Wildberries уменьшил ставку в два-три раза в нескольких товарных группах: с 15 до 5% — на строительные инструменты, с 12 до 5% — на электронику, оргтехнику и медтехнику, с 10 до 5% — на спортивное питание и косметику. Aliexpress отменил комиссию на первые сто заказов для новых продавцов с апреля по октябрь. Учитывая, что ее размер составляет 5–8%, экономия для предпринимателя при средней стоимости товара в тысячу рублей достигала 5–8 тысяч рублей. Сумма не поражает воображение, но для многих малых компаний в пандемию все складывалось настолько плохо, что и эта скидка оказалась довольно весомой. Это видно по тому, что число новых регистраций на маркетплейсе после обнуления выросло в два раза. 

Некоторые маркетплейсы стали добавлять новые виды товаров. Мы, например, расширили спектр за счет категорий «доставка воды и продуктов», «кондитерские изделия» и т. д. и установили в них сниженную комиссию — 5%. Чем больше категорий предлагает площадка, тем больше возможностей у малого бизнеса. Ведь небольшая пекарня, например, может разместиться сразу на нескольких маркетплейсах и за счет этого расширить охват. Дополнительных расходов это за собой не влечет, так как ресурс берет комиссию только с совершенной покупки — никакой «арендной платы» нет. 

Осталось добавить, что успех продавца на маркетплейсе зависит от его активности и от того, насколько он готов вникать в правила торговли и пользоваться бесплатными возможностями продвижения. Во время пандемии «Беру» начислял бонусы представителям малого и среднего бизнеса, присоединившимся к платформе в марте и апреле, а также  активным продавцам категории «красота и здоровье». В общей сложности маркетплейс потратил на эту программу 44 млн рублей.

Локальные продавцы и покупатели нужны друг другу, а маркетплейс дает возможность встретиться. Такие площадки полезны и тем, кто хочет монетизировать свое хобби, но не готов или пока не может превращать его в самостоятельный бизнес. Не обязательно покорять мир — достаточно начать продавать тем, кто живет поблизости.

Больше текстов о политике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Цифровая трансформация — глобальное изменение и потрясение основ, с необходимостью которого сегодня столкнулись все без исключения компании, отрасли и целые государства. Как теперь быть и что нужно делать, рассказывает сооснователь агентства по цифровой трансформации Leo Agency Александр Дуэль
В автостраховании грядут большие перемены: цены на полисы будут персонализированы, для каждого водителя будет рассчитываться индивидуальный рисковый статус. Иначе страховщики не смогут преодолеть тот кризис, в котором они оказались в последние годы, убежден Александр Морозов, директор по автострахованию «Лаборатории умного вождения»
В конце года все чаще слышны жалобы на профессиональное выгорание. Психолог сети клиник «Семейная» Владимир Белов рассказывает, что это такое, можно ли у себя диагностировать и как с этим жить