Все новости
Редакционный материал

Как российский малый бизнес осваивает онлайн-продажи

Россияне долгое время воспринимали онлайн-покупки как лотерею. Определенный диджитал-консерватизм останавливал людей как от шопинга в сети, так и от запуска бизнеса на онлайн-платформах. Пандемия в значительной степени изменила отношение людей к покупкам в интернете. По разным оценкам, коронавирус привел в онлайн-магазины и на маркетплейсы до 10 млн новых покупателей. В рамках сессии ПМЭФ «Территории инноваций» предприниматели обсудили, какие инновационные подходы помогают локальным брендам завоевать российский рынок. Участник беседы, операционный директор Ozon Даниил Федоров, рассказал «Снобу» о здоровой конкуренции маркетплейсов и о том, как ограничительные меры стимулировали многих российских предпринимателей перейти в онлайн
29 июня 2021 16:03
Фото: Headway/Unsplash

Ретейл уходит в цифру

Прошлый год привел рекордное количество предпринимателей и покупателей на маркетплейсы, но потенциал роста еще не исчерпан. C конца марта 2020-го по март текущего года количество активных покупателей на нашей площадке выросло почти на 80%, до 16 млн человек — колоссальные цифры и нагрузка на платформу.

Возросший спрос на онлайн-покупки подстегнул многих начать продажи на онлайн-платформах. Буквально за год количество продавцов выросло в четыре раза. И для маркетплейсов это настоящий вызов. За один день весеннего локдауна прошлого года на площадке могли зарегистрироваться сразу 500 предпринимателей со всех концов России. И все они хотят получить удобный и быстрый интерфейс, налаженную логистику, грамотную техподдержку и инструменты для аналитики и продвижения. Конечно, все это подстегнуло техническое развитие платформы.

Одни продавцы пришли в онлайн вынужденно, заменив им традиционный офлайн. Другие — просто быстро ловят тренды и зарабатывают на товарах, которые внезапно становятся популярными. В пандемию так было с пульсоксиметрами, сейчас с симпл-димплами.

Рынок электронной коммерции в России только начинает расти, поэтому важно не упустить момент, чтобы освоить этот канал и постепенно наращивать объем продаж. Аналитики прогнозируют, что средний рост интернет-торговли до 2024 года составит 33,2%. Чтобы «откусить от этого пирога», российским брендам надо выходить на электронные площадки уже сейчас.

От плафона до смартфона

Многие до сих пор думают, что интернет-продажи — только для крупных брендов. Безусловно, конкуренция на маркетплейсах существует, но, во-первых, она не сравнится с офлайном, где физически ограничен размер товарной полки. А во-вторых, люди все равно ищут нишевые уникальные товары.

Есть много примеров, когда малому бизнесу удалось наладить успешные продажи. Например, татарстанская компания Kiez, основанная в небольшом селе Кукмор, производит валенки. Начинали они с маленькой партии, чтобы понять, как работает площадка. А сейчас в сезон они продают более 800 пар в месяц. В том числе и за рубеж.

Производители крафтовой продукции могут найти огромную аудиторию за счет уникальности и качества товаров. Травяные чаи, варенье, мед, аутентичные национальные товары — все это давно можно найти и заказать в онлайне напрямую от производителей.

Есть те, кто решил монетизировать хобби. И это только наращивает здоровую конкуренцию на рынке. На маркетплейсах в одних секциях товаров соседствуют гиганты и локальные производители. Например, у нас есть продавец — учитель йоги, которая живет на Бали. На маркетплейс она пришла в начале пандемии с небольшой партией ковриков для занятий по просьбе своих клиентов. У ее небольшой компании, созданной в 2017 году, на тот момент уже были сайт и соцсети. Запуск продаж удачно совпал с ажиотажем вокруг спортивного инвентаря для домашних тренировок. В апреле люди буквально сметали эти товары с полок. В итоге продавцу удалось закрепиться на платформе и наладить стабильный доход.

Онлайн — двигатель торговли

Некоторые малые и средние предприниматели по привычке создают офлайн-точки или продают через соцсети. Конечно, эти каналы работают и могут приносить хороший доход. Но после открытия магазина или создания страницы многие начинающие бизнесмены сталкиваются с разнообразными сложностями.

Привлечение клиентов занимает много времени и стоит недешево. Вопросы доставки и хранения — сложная и зачастую непредсказуемая часть работы. Выход в розницу и конкуренция с большими брендами могут и вовсе оказаться непосильной задачей. Маркетплейсы как раз были придуманы, чтобы решать все эти вопросы.

Продавца сегодня практически ведут за руку и подсказывают верные действия на каждом этапе. Онлайн-площадки продумывают интуитивно понятный интерфейс и простой дизайн, а служба поддержки всегда на связи не только с покупателями, но и с продавцами. Плюс это, конечно выгодный посредник, который, по сути, берет на себя кучу функций — таргетинг, соцсети, маркетинг, обновление сайта, техническую поддержку, хранение, логистику и доставку. Пользовательский путь сегодня максимально простой: регистрация — доступ к огромной аудитории.

Мы рассчитываем, что в долгосрочной перспективе маркетплейсы будут главным двигателем развития малого и среднего бизнеса в России и СНГ.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Несмотря на атмосферу борьбы за выживание в пандемию, в обществе активизировалась идея о коллективной эмпатии. Взаимовыручка стала частью потребительского поведения, и именно она помогла поддержать на плаву один из самых пострадавших субъектов экономических отношений — малый бизнес. О том, какую роль в этом сыграли маркетплейсы, рассказывает cооснователь онлайн-платформы Flowwow Андрей Макеев
Главным трендом городской мобильности после пандемии становятся мультимодальные поездки. Передвижение по городу — это сервис, в котором такси, самокаты и общественный транспорт могут объединиться в единую систему с бесшовной оплатой, считает Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»
Решение продать квартиру обычно сопровождается запросом «побыстрее». И в некоторых случаях время имеет большее значение, чем цена. Тут на помощь приходит сервис срочного выкупа, суть которого проста: вы продаете недвижимость инвестору с деньгами на руках, но делаете скидку, и сделка проходит максимально быстро. Какие подводные камни встречаются в таких сделках, рассказывает Алексей Гальцев, основатель IT-компании Realiste, которая оценивает и покупает жилую недвижимость онлайн