Все новости
Редакционный материал

Как дойти до Эвереста. 5 практических советов альпиниста, которые могут пригодиться бизнесмену в новой реальности

Сергей Кофанов, руководитель направления по продвижению цифровых продуктов компании «СберСервис», основатель Mountain Planet, чемпион мира по альпинизму, сравнивает свой бизнес-опыт и опыт восхождения, приходит к выводу, что кризис-2020, как и Эверест, для каждого свой, и делится пятью методами, которые он использует в «критических точках жизни»
23 декабря 2020 14:45
Фото: Christopher Burns/Unsplash

1. Назначьте время Ч 

Существует выражение «время Ч», которое обозначает условное время начала военной операции. При ее подготовке все действия планируются обратным ходом от этого времени.

Во время штурма Эвереста у меня тоже есть свое время Ч, когда группе необходимо покинуть вершину и начинать спуск, чтобы благополучно добраться до лагеря и не остаться без кислорода. Любая задержка на вершине чревата смертельным риском. Моя задача как гида — вовремя увести всех с вершины и жестко разворачивать назад тех, кто ко времени Ч не успел до нее добраться. 

Если вы запланировали рывок после отмены ограничений и открытия границ, продумайте в обратном порядке, что и за какой срок нужно подготовить. Найти и обучить руководителей направлений, просчитать бизнес-модель, сделать и опробовать прототип, подготовить IT-платформу, разработать инструкции и бизнес-процессы. Важно уже сейчас собрать «виртуальную модель» бизнеса, которую, как только появятся возможности, вы сможете запустить.

Если же вы оказались в финансовой яме, посчитайте, на сколько времени у вас хватит ресурсов, и определите для себя «точку невозврата». Например, к какой дате вы обязательно должны выйти на новую работу, а значит, сколько времени остается на ее поиск. Или до какого дня икс вы готовы выплачивать зарплаты сотрудникам и выполнять финансовые обязательства перед клиентами, а когда пора менять стратегию и включать план Б, чтобы не подвести партнеров и коллег. 

Во время одного из восхождений на Эверест один из опытнейших альпинистов в нашей группе из-за наступления времени Ч не дошел до вершины всего 100 метров. Кому-то может показаться, что 100 метров можно преодолеть быстро, но это иллюзия. Он развернулся именно потому, что принял на себя обязательства перед другими участниками — таков был уговор в базовом лагере. И поступил бы точно так же, даже если бы до цели оставалось всего десять метров.

2. В «зоне смерти» слушайте себя 

В тяжелые времена приходится принимать сложные решения. Кризис многих ставит перед дилеммами. Увольнять ли сотрудников, когда фонд зарплаты на исходе, отменять ли мероприятия, чтобы не подвергать участников и сотрудников риску заражения вирусом, брать ли на себя кредитные обязательства, принимать ли поддержку от спонсоров, добросовестность которых вызывает сомнения? Этот список можно продолжать бесконечно.

Такие ситуации как нельзя лучше описывает термин, принятый в альпинизме, — «зона смерти». Это все, что выше 8300 метров. На такой высоте очень сложно двигаться, дышать, существовать. Человек может есть и спать вдоволь, но он все равно умрет от кислородной недостаточности. Просто кто-то сгорает за несколько минут, а кто-то способен продержаться несколько часов. За это чертой можно рассчитывать только на себя, помощи ждать не от кого.

В одной из моих экспедиций на Эверест на спуске, при подходе к лагерю, на высоте 8300 метров мы наткнулись на лежащего итальянского альпиниста. В «зоне смерти» редкие смельчаки решаются на спасательные операции, потому что, как правило, в результате тоже погибают. Взвесив все за и против, я отправил группу на самостоятельный спуск в обычном темпе, сам взял за ноги итальянца весом 100 килограмм и волоком потащил вниз. Это заняло девять часов, мы спаслись.  

Во время той спасательной операции мне было 29, и я принял решение не идти на сделку с совестью. Стратегии выживания могут быть разными, но главное, о чем надо помнить перед принятием важного решения, — вам предстоит с ним жить. Рано или поздно буря уляжется, проблемы, которые казались смертельно важными, забудутся, а ваши действия и поступки — никогда. 

Фото: Sebastian Pena Lambarri/Unsplash

3. Не будьте самоуверенным и грамотно распределяйте свои ресурсы 

В бизнесе важно всегда помнить о своей главной миссии и следить за тем, чтобы не смещались акценты. В новых условиях могут возникать отвлекающие факторы или соблазны. Например, желание запустить новое перспективное направление бизнеса или вложиться в партнерский проект по поддержке врачей или погибающих животных. Одновременно с этим сейчас многие сталкиваются с ограничениями, вынужденным урезанием бюджета. Нужно четко понимать, какие расходы вы станете сокращать и оптимизировать, а какие жертвы для вас неприемлемы. 

Во время восхождения на Эверест один из членов моей команды был физически готов лучше всех. Он заявил, что у него ограничение по бюджету, поэтому из пяти баллонов кислорода, необходимых для восхождения, он может позволить себе только три и ему хватит. Он выбрал стратегию экономии кислорода внизу, чтобы использовать больше кислорода на вершине во время последнего рывка. Дефицит кислорода на старте настолько истощил этого альпиниста, что во время финального штурма, когда он включил кислород на полный режим, ему не хватило ресурсов подняться к вершине до времени Ч. 

В данном случае стратегия была ошибочна, а право на ошибку есть у всех. Но этот человек пострадал от своей самоуверенности — у него были деньги на покупку пяти баллонов кислорода. Он считал себя лучшим среди всей команды и был настолько уверен в своих силах, что решил потратить часть средств на экскурсионную поездку в столицу Тибета Лхасу. Мои возражения были встречены словами: «На Эверест я точно поднимусь, я уверен, а Лхасу, может быть, никогда в жизни не увижу». Получилось наоборот. 

Когда на кону деньги, благополучие команды, драгоценное время, прежде чем бросаться с головой в новые идеи, проекты и инициативы, убедитесь, достаточно ли у вас ресурсов для поддержания основного бизнеса. Иначе есть риск остаться у разбитого корыта.

4. Сделайте знаковый проект

Если в обычное время у вас было много текучки, постоянно не хватало времени и сил на что-то по-настоящему качественное, уникальное или инновационное, то в период затишья на рынке можно сделать то, что всегда хотелось, — необычный сайт, платформу, написать книгу, разработать дизайнерское решение, отточить технологию. 

Но важно понимать, что успех проекта во многом зависит от намерения, которое в него изначально заложено. Если ваша мотивация — только прибыль и бизнес-возможности, если процесс вас не зажигает, то высока вероятность, что у вас не хватит энергии довести его до конца. Другая история — если вы искренне хотите создать что-то, на что до вас никто не решался, предложить нечто уникальное, проявить свои таланты и сделать что-то полезное для людей. Тогда работайте смело и искренне. Верьте в себя — это будет замечено клиентами, рынком и профессиональным сообществом.

Моим знаковым проектом стало восхождение на сложнейший пик Жанну, который находится на границе Непала, Тибета и Индии, в двойке с напарником Валерием Бабановым. Мы решили в скоростном альпийском стиле подняться на 8000 метров, играя на том, что организм не успевает понять, что нет ресурсов. Прежде до нас никто не применял альпийский стиль восхождения в Гималаях на таких сверхсложных маршрутах. На следующий день после прохождения маршрута за рекордно короткое время (восемь дней) мы проснулись знаменитостями. Благодаря успеху этой сумасшедшей идеи я оказался самым дорогим горным гидом в мире. Скоростное восхождение на пик Жанну стало фундаментом для моей дальнейшей карьеры не только в горах, но и в бизнесе. 

Изначально я не ставил своей целью привлечь клиентов, изменить карьерный путь или повысить конкурентоспособность. Я искренне хотел сделать что-то знаковое, проявить себя и встряхнуться. Мои усилия вернулись в виде новых возможностей, о которых я бы никогда не подумал раньше.

5. Прокачивайте мышцу смелости

Принятие решений в сложных и неопределенных ситуациях всегда сопряжено с проявлением такого качества, как смелость. Быть смелым означает рисковать известным ради неизвестного, знакомым — ради незнакомого, удобным — ради неудобного и идти навстречу своим страхам. Именно от собственного страха нужно отталкиваться, чтобы подниматься выше. Приучайте себя вновь и вновь принимать сложные вызовы. Это и обеспечивает ваш рост.

Смелость всегда сопряжена со способностью возвращаться в ресурсное состояние, принимать поражения и относиться к ним как к промежуточным этапам на пути к своему «личному Эвересту». Это в конце концов позволит добиться задуманного.

Когда совсем тяжело, я представляю себя в будущем, визуализирую успех и благополучное завершение экспедиции или проекта, пытаюсь прочувствовать это ощущение на физическом уровне. Это моментально дает мне прилив сил и уверенности в себе.

Опыт, зрелость, смелость — а что дальше? Человеческий организм способен на маржинальные усилия — действия за гранью возможного. Ценность этих усилий невероятно высока. Это не поступательное развитие — это скачок, прорыв. Именно благодаря таким действиям спортсмены ставят рекорды, а компании занимают лидирующие позиции. 

В 1995 году я поехал на свои первые сборы в альпинистский лагерь, тогда мое восхождение на гору высотой чуть более 4000 метров закончилось спасательными работами. Причем спасали меня. Из-за горной болезни у меня пошла кровь из носа, накатила апатия и усталость, так что я вообще не мог передвигаться. Тогда я сказал своему тренеру, что альпинизм — не мой вид спорта. В последующие годы мне было страшно много раз — нести ответственность за людей или оставаться один на один с умирающим альпинистом. В этих стрессовых, иногда невыносимых ситуациях я преодолевал себя, прикладывая маржинальные усилия, которые выводили меня на новый уровень восприятия проблем и сложностей. 

Поэтому я сравниваю смелость с мышцей, которую можно тренировать, укреплять и развивать с помощью определенных упражнений. Каждый раз, когда вы рискуете, когда вы принимаете решение, когда вы влияете на других, — вы становитесь смелее.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В конце года все чаще слышны жалобы на профессиональное выгорание. Психолог сети клиник «Семейная» Владимир Белов рассказывает, что это такое, можно ли у себя диагностировать и как с этим жить
Вы счастливы на работе? Как создать среду деятельного счастья внутри организации, рассказывает эксперт в стратегии развития бизнеса, формировании управленческих команд и создании личных стратегий СЕО Филипп Гузенюк
Любой, кто делал покупки в интернет-магазинах, наверняка сталкивался с предложениями продукции вроде бы известных брендов, но по цене куда ниже, чем в фирменных бутиках. Какие слова в описании товаров помогают отличить оригинал от подделки, рассказывает Юрий Вопилов, основатель компании BrandMonitor, которая занимается комплексной защитой брендов в интернете