Все новости
Редакционный материал

10 главных сериалов 2020 года

. Выбор Дмитрия Барченкова
2020-й окончательно убедил в превосходстве стриминговых сервисов перед кинотеатрами и, естественно, сериалов перед фильмами. Специально для «Сноба» киножурналист Дмитрий Барченков выбрал десять главных многосерийных проектов этого года. Каждый из них так или иначе перевернул индустрию: либо мировую, либо отечественную. В списке — судебно-семейная драма с Крисом Эвансом и Мишель Докери, ревизия лучших лет Голливуда от Райана Мерфи, квир-мелодрама Луки Гуаданьино и российский «Перевал Дятлова»
2 января 2021 10:25

«Голливуд», Netflix

Король телевизионного барокко Райан Мерфи известен не только своей сверхчувствительностью, но еще и изобретательной иронией. Познакомиться с ней можно и в ранних «Лузерах» и «Американской истории ужасов», и в поздних «Позе», «Рэтчед» и, особенно, в «Политике». Но его «Голливуд» несколько отходит от общего провокационного настроя: в нем продюсер и сценарист упаковывает кинопроизводственную машину в обертку доброй сказки. Сериал о группе молодых и амбициозных ребят, которые решили поменять правила игры на голливудских студиях конца 1940-х, не просто хочется сравнивать с «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, но еще и отдать ему пальму первенства. У Мерфи вышла идеальная ревизия прошлого, от которой становится светло и тепло даже в самое холодное и темное время года.

«Защищая Джейкоба», Apple TV+

Джейкобом зовут сына заместителя окружного прокурора Энди (Крис Эванс). Сюжет начинается с того, что в местном парке находят тело одноклассника Джейкоба. Вскоре заглавный герой попадает под подозрение, отец начинает защищать сына, а мать, наоборот, в нем сомневаться. Сериал, основанный на романе юриста Уильяма Лэндея, интересен в первую очередь не детективной интригой, а подходом к семейной теме. Зрителю предлагается самому выбрать, кому верить в ходе расследования: Энди или его жене. Такое авторское решение для жанра судебной драмы, где чаще предлагается занять позицию одного из героев, не столько революционное, сколько очень точное. С одной стороны, расширяется потенциально довольная аудитория, а с другой — возбуждается внутренний спор со своими установками. Финал, отличающийся от книжного, и вовсе оставляет в недоумении. 

«Мандалорец» (2 сезон), Disney+

«Мандалорец» Джона Фавро («Король Лев», «Железный человек») успешно доказал, что если в кино у реаниматоров «Звездных войн» ничего путного не выходит (последняя трилогия под руководством Джей Джея Абрамса оказалась полным провалом), то в стриминг-пространствах им нет равных. Фавро с коллегами удалось сделать настоящие «Звездные войны» для зумеров — с беби Йодой, погонями и межпланетными перелетами. За происходящим здесь следить не менее интересно, чем за борьбой с самым мотивированным злодеем в истории — Таносом в «Мстителях» от Marvel. Вышедшее в этом году продолжение «Мандалорца» получилось еще лучше оригинала: за счет появления культовых героев (от Асоки Тано до Люка Скайуокера), увеличения экранного времени малыша Йоды и оттачивания и без того крутой режиссуры (один из эпизодов снял Роберт Родригес). Отдельных оваций заслуживает саундтрек, автором которого вновь выступил швед Людвиг Йоранссон. Помимо космических мелодий для сериала, композитор недавно отличился еще и музыкальной партитурой для «Довода» Кристофера Нолана. 

«Мы те, кто мы есть», more.tv

Режиссер культовой квир-драмы «Назови меня своим именем» с Тимоти Шаламе и Арми Хаммером и ремейка итальянского хоррора «Суспирия» успел в этом году подарить зрителям легкий и проникновенный роман воспитания. Место действия — военная база в Италии. Центральные персонажи — новоиспеченные друзья-подростки Фрейзер (звезда хоррора «Оно» Джек Грейзер) и Кейтлин (Джордан Кристин Симон). Первый испытывает чувства к солдату старше него, вторая думает о трансгендерном переходе. Цепляет новая история от Гуаданьино в первую очередь своей искренностью. Вероятно, немало молодых зрителей узнает в ком-то из персонажей себя, а в их переживаниях увидит знакомые проблемы познания собственной идентичности.

«Нормальные люди», «КиноПоиск HD»

Наверное, самый трогательный и тонкий сериал года — экранизация одноименного романа писательницы Салли Руни, которую часто нарекают «Сэлинджером поколения снэпчата». Ей удалось не просто зафиксировать на бумаге (и притом живым языком) первую любовь, но и заставить тысячи читателей вспомнить и еще раз пережить свою — столь сильное влияние оказывает подбор слов Руни. Сериальная адаптация, которой занимался режиссер фильма «Комната» (с Бри Ларсон) Ленни Абрахамсон, — это тот случай, когда можно говорить об идеальном попадании в материал. Новые и жутко талантливые лица в главных ролях — Пол Мескал и Дэйзи Эдгар-Джонс, проникновенный саундтрек с композициями от Селены Гомез и Nerina Pallot и виртуозно срежиссированные сцены, после которых хочется долго молчать.  

«Озарк» (3-й сезон), Netflix

Виртуозно рассказанная история, местами выдающаяся драматургия, отличные режиссерские находки актера Джейсона Бейтмана (несколько эпизодов он снял сам), и их с Лорой Линни тонкая игра — все в этом сериале. Бейтман по-настоящему открылся в драме «Подарок» Джоэла Эдгертона, а усилил свою значительность, конечно, уже здесь — в маленьком городке «Озарк», куда парочка заезжих Марти и Венди с детьми прибыла отмывать мексиканскую наличку, а в итоге прибрала к рукам несколько местных предприятий, построила казино, оставила множество кровавых следов, но, главное, при всех проблемах и конфликтах сумела остаться семьей. Не без потерь, конечно. Не зря говорят, что на нас самих смотреть интереснее, чем на что-либо другое. «Озарк» — вдумчивое подтверждение этих слов. Сериал хорош именно тем, что в его криминальном сюжете главным звеном оказываются семейные отношения, тру-драма довлеет в нем над бандитскими разборками, герои ошибаются не в чем-то глобальном, а в интимном и личном. И в третьем сезоне, который вышел еще лучше предыдущих, эта интимность достигает высшей точки. 

«Перевал Дятлова», Premier 

В этом году сериальная индустрия сделала прорыв и в России. Были и живые, прорывные «Чики», и крепкое продолжение «Обычной женщины» от Натальи Мещаниновой, и по-настоящему остроумный «Последний министр» не менее остроумного Романа Волобуева, и выстрелившая не в одной стране (благодаря покупке Netflix) «Эпидемия». Но, наверное, самым важным достижением оказался экспериментальный «Перевал Дятлова» продюсеров и режиссеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова. Нечетные эпизоды этого проекта, снятые на пленку, повествуют о расследовании гибели группы студентов во главе с Игорем Дятловым. Погружается в таинственную историю майор КГБ Олег Костин (Петр Федоров). Четные же эпизоды показывают сам поход по заснеженным вершинам, а метод визуализации — подражание советскому кино. Опыт удался в высшей мере. Пусть создатели где-то и не дотягивают до совершенства в выбранных ими формах, но такого сильного сериала в России, кажется, еще не было.

«Призраки усадьбы Блай», Netflix 

Автор фильмов ужасов «Окулус», «Сомния» и «Доктор сон» (по роману Стивена Кинга), а также сериала «Призраки дома на холме» продолжает близкую ему тему призраков прошлого и значительно наращивает обороты. На этот раз — на материале модернистской повести Генри Джеймса «Поворот винта», в которую режиссер вкрапляет несколько новых сюжетных линий. Но дело здесь даже не столько в интригующей истории о привидениях, семейных тайнах и превратностях судьбы, сколько в способе повествования. Расстановка создателями событий несколько раз выбивает почву из-под ног, а меланхоличное завершение дарит ощущение надежды, даже если твоя единственная любовь осталась далеко в прошлом. 

«Тьма» (3-й сезон), Netflix 

«Когда мама зашла в комнату, я решил переключить “Тьму” на порно, потому что его проще объяснить» — такой мем про первый оригинальный и при этом неамериканский проект Netflix еще продолжает ходить по социальным сетям. И небезосновательно. Сюжет, в котором однажды в лесу пропадает подросток, после чего все начинает двигаться к апокалипсису, действительно «ломает» мозги. Хотя интересна «Тьма» даже не столько запутанными сюжетными линиями, сколько заложенными в их основы идеями немецкой философской школы: среди вдохновителей можно увидеть Фридриха Ницше или Артура Шопенгауэра. Умный подход создателей, немецкой семейной пары Барана бо Одара и Янтье Фризе (они же подарили нам немецкий технотриллер «Кто я?»), вкупе с грамотно выбранными ими художественными решениями (например, желтая куртка главного героя или точный и запоминающийся саундтрек) заставляют говорить о том, что «Тьма» имеет все шансы стать культовым сериалом.

«Ход королевы», Netflix 

Этим сериалом нельзя было не закончить список хотя бы потому, что столько обсуждений в последнее время, наверное, не провоцировал ни один стриминговый проект. Одни кричали (и продолжают кричать), что Netflix вместе со сценаристом и режиссером Скоттом Фрэнком не выдали ничего нового, а сам проект не вызывает никаких чувств. Другие влюбились в «Ход королевы» настолько, что даже стали строить настоящие теории об истоках сюжета, которые можно обнаружить, например, в «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Если же постараться посмотреть на сериал про становление выдающейся (но пристрастной к алкоголю и таблеткам) шахматистки трезво, то о нем важно говорить в контексте победы сериалов над «большой» литературой. Перед нами натуральный роман воспитания, уложенный в плюс-минус девять часов выдающегося кино.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «”Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Дмитрий Барченков
Этот год для индустрии кино стал испытанием. Для читателей «Сноба» киножурналист Дмитрий Барченков выбрал десять наиболее заметных и симптоматичных кинолент 2020 года
На HBO Max состоялась премьера первого специального эпизода «Эйфории» — библии поколения Z с музой зумеров Зендеей в главной роли. Журналист и профессиональный зумер Дмитрий Барченков посмотрел специальный эпизод культового сериала
Уморительная и блестяще стилизованная пародия сразу на все «Закон и беспорядок» от начинающих российских шоураннеров так понравилась обозревателю «Сноба» Дмитрию Барченкову, что этот недорогой, но бодрый проект он предпочел масштабному сериалу BBC и HBO «Индустрия»