Все новости
Редакционный материал

Доходы и расходы в новых условиях: как бизнесу расставить приоритеты

Внешние условия на рынке постоянно меняются. У представителей малого и среднего бизнеса нет иного выхода кроме поиска новых форм и оптимизации процессов. Один из самых очевидных и работающих вариантов — перераспределение доходов и расходов компании, определение новых приоритетов. Так на чем можно сэкономить, чтобы остаться на плаву? А какие траты лучше не сокращать даже в самой сложной ситуации? Об этом «Снобу» рассказал старший управляющий партнер ГК «Европейская юридическая служба» Андрей Евстифеев
25 января 2021 11:41
Иллюстрация: sesame/Getty Images

Многие траты кажутся бизнесменам нужными, хотя таковыми не являются. Часто они выполняют лишь имиджевую функцию: например, огромный офис в центре города или частые командировки. Но стоит отказаться от части расходов, чтобы увидеть результат. Так как можно сэкономить? 

Не возвращать сотрудников в офис после пандемии

Сложное время показало, что люди без проблем могут трудиться и удаленно. Это касается и штатных сотрудников, которые выполняют свои функции из дома, и специалистов на аутсорсинге, к которым можно обращаться лишь по мере необходимости. Чаще всего отдают на аутсорс бухгалтерию и дизайнерский отдел. При этом ничуть не страдает качество работы, а вот издержки компании ощутимо снижаются: это отличная возможность сэкономить, например, на рабочих площадях и коммунальных услугах. 

Арендовать, а не покупать

Речь может идти не только о крупногабаритной технике для офиса или производства, но и об онлайн-кассе, которую с 2018 года должны использовать бизнесмены. Так, если ваша компания еще «зеленая», выгоднее взять онлайн-кассу в аренду (это обойдется максимум в пять тысяч рублей ежемесячно), а не тратить в десять раз больше денег на ее приобретение, установку и настройку.

Отказаться от командировок 

Рабочие поездки затратны даже для крупных компаний, но при этом не всегда оправданны. Пандемия и изоляция доходчиво объяснили, что при желании можно обойтись и без них: решить рабочие вопросы возможно с помощью дистанционного общения в Zoom или ином формате. Встреча у экранов компьютеров экономит и время участников переговоров, и финансы компании. Ведь согласно Трудовому кодексу РФ, в командировочные расходы входят затраты на транспорт, оплату проживания и суточные.

Использовать бесплатные маркетинговые ресурсы

Одна из подобных опций — продвижение в социальных сетях, которое может ничего не стоить, но исправно работать и помогать в поиске клиентов. Для этой цели, например, можно создать канал или страницу с экспертными советами. Вы выстроите собственный бренд в соцсетях, зарекомендуете себя и станете узнаваемыми, а значит, и в реальной жизни у вас появится дополнительный поток клиентов. Главное — подойти к делу серьезно и публиковать материалы постоянно, а не от случая к случаю. 

При этом оптимизация процессов предполагает, что такой работой не должен заниматься отдельный специалист или целый отдел. Публикация материалов может стать небольшим дополнением к другим обязанностям и не займет много времени. 

Реализовать лишние помещения

Часть рабочего пространства можно использовать с выгодой. Например, сдавать в субаренду или организовать коворкинг. Это отличная возможность получать дополнительный доход без больших вложений. Такой вариант подойдет компаниям, решившим, что часть сотрудников останется на удаленке навсегда. Например, если руководство решило набрать новых работников в регионах: помимо экономии на рабочем месте, это предполагает и снижение уровня зарплат.

Перечисленные способы действительно могут помочь сохранить бюджет. Однако главное — не перегнуть палку и не начать экономить на всем подряд. Так бизнес не сохранишь. На что же не нужно жалеть средства, даже в сложной ситуации?

Социальные проекты и программы

На первый взгляд кажется, что это пустая трата денег и сил, даже блажь, присущая лишь большим богатым компаниям, однако это не так. Во-первых, социальные проекты — постановка важных вопросов для общества и привлечение внимания к проблеме. Во-вторых, социальные проекты повышают престиж и укрепляют авторитет компании на рынке. Ведь рано или поздно кризис закончится, а добрые дела останутся в памяти и будут работать на бизнес еще долго. Любое правильное позиционирование себя и положительная репутация на рынке — это вероятная прибыль в будущем.

Участие в премиях и конкурсах 

Даже если они бесплатные, нужны время и средства на организацию процесса и подготовку. Но, как и в случае с социальными проектами, это еще один штрих к позиционированию компании на рынке. Даже только участие, без победы, — это возможность посмотреть на конкурентов, заявить о себе и улучшить деятельность своей компании. Например, во время подготовки специалисты могут увидеть слабые места в своей работе и исправить ошибки. Такие достижения порой весомее грамоты за первое место.

Развитие IT-продуктов

Это касается и клиентского сервиса, и оптимизации деятельности внутри компании. Вложение средств в инновационные продукты обязательно окупится в будущем. Например, с каждым годом растет популярность чат-ботов, их используют во многих сферах. Продукт позволяет быстро и качественно найти ответ практически на любой вопрос клиента. Такая инновация с широкой базой данных уже помогает юристам: LegalTech-сервис находит любой закон, а также на раз-два составляет документы (иски в суд, договоры). Все это экономит время специалистов для решения действительно сложных профессиональных задач. 

Юридическая защита

Бизнесмену точно не стоит пытаться самому стать юристом за неделю. При возникновении проблем и правовых вопросов лучше обратиться к специалисту. Неправильное толкование закона или его непонимание не освобождает от ответственности и может привести к гораздо более крупным затратам, чем оплата работы специалиста. При этом совсем не обязательно нанимать юриста в штат: выходом может стать аутсорс или выгодный пакет бизнес-услуг. Общение с юристом также может проходить и в дистанционном формате, например, по видео. По данным сервиса «Юрист24», такой прием повышает лояльность к сервису на 30–40% и помогает быстрее и качественнее решить поставленную задачу.

Здоровье сотрудников

Очевидно, что здоровье сейчас в приоритете и точно не стоит экономить на медицинском обслуживании для сотрудников. Но можно делать это и дистанционно в формате телемедицины. Специалисты уверены, что ее популярность будет только расти. По данным экспертов «Страховка.Ру», спрос на дистанционные консультации докторов в первом полугодии 2020 года вырос на 177% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Сегодня уже началась реализация пилотного проекта по включению телемедицинских услуг в региональные территориальные программы обязательного медицинского страхования в первых пяти субъектах РФ. Есть большая вероятность, что такая практика распространится по всей стране, ведь люди уже оценили удобство и качество телемедицины.

В целом любой бизнесмен должен понимать, что не стоит экономить на людях и позиционировании своей компании на рынке. Но если подойти к проблеме с умом, всегда найдутся способы сократить расходы без ущерба качеству. Главное — помнить, что можно найти нетривиальные варианты: например, открыть коворкинг или по максимуму использовать средства дистанционной связи. Ведь кризис — это время для рывков вперед.

Больше текстов об экономике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Алексей Гальцев, СЕО инвестиционной компании Realiste, разработавшей искусственный интеллект для инвестиций в недвижимость, рассказывает, каким он видит следующий год и какие инструменты для наращивания капитала планирует использовать
Россия входит в тройку стран-лидеров по распространению финтех-услуг, но по-настоящему широко используются только платежные сервисы. CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов рассказал, почему пользователи с осторожностью относятся к новым финтех-продуктам и о каких возможностях нужно знать, чтобы не упустить свою выгоду
Новая героиня проекта «А еще они» Инна Анисимова — гендиректор коммуникационного агентства PR Partner с годовой выручкой около 180 миллионов рублей в год, входящего в топ-5 медийных PR-агентств в России, рассказала «Снобу», как пандемия повлияла на ее образ жизни