Людмила Петрановская: Дети развиваются, даже если нам кажется, что это не так
Дети созданы для развития, и они развиваются, даже если нам кажется, что это не так: об этом давно позаботилась эволюция. Для того чтобы ребенок перестал развиваться, с ним нужно очень плохо обходиться: серьезные стрессы сильно нарушают развитие. Если же их нет, если ребенок не испытывает боли, голода, страха, одиночества или потери своих близких, то он развивается совершенно нормально, и с ним все будет хорошо.
Развитие детей от 0 до 3 лет
Прежде всего ребенок развивается за счет общения с семьей — это особенно важно для первых трех лет жизни. Общение с родителями и разнообразная среда вокруг — вот фактически и все, что нужно малышу. Обычные бытовые предметы, которые можно подержать, погрызть, сломать и так далее, служат идеальным источником развития.
Развитие детей от 3 до 7 лет
В дошкольном возрасте ребенку уже становится необходима игра со сверстниками — это должно быть его основной деятельностью. В свободной игре дети учатся присваиванию смыслов и введению людей в роли — это важнейший навык, который станет потом основой всего образования, важнейшая функция мозга, которая необходима для усвоения всей культуры. Потому что вся культура — это условность, и основана она на введении предметов, смыслов, знаков и людей в роли.
К сожалению, сейчас мы наблюдаем очень сильное сужение сферы ролевой игры. Для того чтобы ребенок имел возможность играть, ему просто нужно много времени. Мы же вместо этого стараемся загрузить его какими-то занятиями, а гулять в городских условиях выпускаем только со взрослыми. Поэтому ролевая игра со сверстниками сильно обеднена, и это проблема.
Гаджеты в жизни детей
Мне кажется, что гаджеты чересчур демонизируются — словно это некое чудище, которое прыгает из-за угла и порабощает невинные детские души. Но ведь ребенок получает гаджет всегда от кого-то — для многих родителей это способ на время «обезвредить» малыша, занять его внимание, потому что им не ясно, что еще с ним делать. Мы не можем ожидать от родителей — активных, работающих людей в самом расцвете сил, — что они будут с утра до вечера развлекать пятилетнего ребенка. Поэтому получается замкнутый круг: не имея возможности проводить время со сверстниками, ребенок занимает это пространство гаджетами. И часто мы не знаем, что он будет в этом гаджете делать. Может быть, с его помощью он как раз научится общаться? А может быть, попадет в зависимость — такое тоже случается.
Гаджет — это лишь инструмент, как молоток, который сам по себе не хорош и не плох. Но с его помощью можно как собрать стол, так и совершить преступление.
Развитие детей от 7 до 12 лет
В предподростковом возрасте тоже основной деятельностью должна быть игра, но уже не свободная, а по правилам. Это лучший способ социализации: когда человек участвует в общей деятельности, он должен действовать по определенным правилам, договариваться, решать конфликты — апеллируя опять-таки к правилам. Но если мы посмотрим на то, как живут современные дети с 7 до 12 лет, то увидим, что у них практически нет для этого пространства. Они занимаются в школе, у них несколько часов домашних заданий, потом они идут на какие-нибудь дополнительные занятия — где уж тут найти время на игру по правилам!
Такая игра включает в себя не только задачу социализации, но и задачу самосовершенствования. Любые классики, прыгалки и покатушки на роликах подвержены неким правилам, которые означают для ребенка, что он должен поставить перед собой задачу, выйти из освоенной зоны в зону ближайшего развития и улучшать свои навыки, консультируясь у более опытных сверстников. И если в каникулы у ребенка будет возможность отправиться со своим скейтом в ближайший парк, куда же денется тогда неусидчивый разгильдяй, которого ничего не интересует? Мы увидим упертого человека, который, обливаясь потом, раз за разом пытается выполнить тот или иной трюк.
Но таких дней у ребенка на каникулах выдается от силы один-два. Все остальное время он делает то, чего от него ожидают другие, то, что нужно по школьной программе, по представлениям взрослых и так далее. И как тогда ребенку пройти этот опыт преодоления себя, постановки самому себе задач и приближения к решению этой задачи?
Отличной школой социализации является игра в футбол, в который сейчас практически перестали играть во дворах. Ты должен координировать свои действия с командой, ты должен решать конфликты и договариваться. Ты не можешь посреди матча встать и пойти домой, просто потому что тебе так захотелось. Ты должен преодолевать себя, даже если тебе больно или ты устал. Играть в футбол — самое полезное, что может делать человек в этом возрасте.
Развитие детей от 12 до 17 лет
У подростков в этом возрасте случается кризис идентичности, то есть обретения себя, поэтому они чаще всего весьма эгоцентричны и прежде всего занимаются собой. Они говорят только о себе и очень бы хотели, чтобы и окружающие говорили о них — но, к сожалению, так происходит не всегда. Та манера, в которой мы с ними разговариваем, их редко устраивает: мы говорим не с интересом и с уважением, а назидательно доносим до них свою точку зрения. В итоге подростки практически не имеют возможности поделиться со взрослыми своими мыслями и переживаниями. А думают они не обо всякой ерунде, как считают многие взрослые, а о человеческих ценностях, о том, как устроен мир, о справедливости, о том, что правильно и неправильно. Они и рады бы с нами об этом всем поговорить, но у нас же на любой вопрос есть 225 ответов и рекомендаций, о которых нас не просили. Поэтому подростки бывают одиноки даже в любящих семьях, которые готовы заботиться о человеке, но не готовы относиться с уважением к периоду его становления, потому что мы очень тревожны, многого хотим, и вообще у нас давно есть план по поводу этих детей. Мы же лучше знаем, что для них нужно!
Тем самым мы запираем собственных детей от нас самих. Когда у родителя нет уважения к пути собственного ребенка, нет гибкости и принятия, то подросток оказывается в сложном положении: эти хорошие, любящие люди ждут от меня невесть чего, и им, как ни странно, наплевать на меня настоящего. У взрослых очень много тревоги и переживаний за то, что что-нибудь непременно будет упущено и сделано не так.
Поступление в вуз, необходимость выбрать профессию раз и навсегда — все эти моменты очень переоценены. На самом деле все, что нам нужно, — это немножко больше спокойствия, доверия к себе и к ребенку. Нужно обязательно помнить, что так, как сейчас, не будет всегда. Дети меняются очень сильно, и ребенок, который сегодня ничего не хочет, завтра будет с увлечением изучать выбранную науку. И наоборот, золотой медалист может вдруг бросить свой престижный вуз и пойти другим путем. Ничего ужасного нет ни в первом, ни во втором случае.