Все новости
Редакционный материал

Опьяненные любовью подростки: Ромео и Джульетта глазами психотерапевта

Смогли бы родители царя Эдипа избежать катастрофы, если бы вовремя обратились за помощью к специалисту, почему никто не мог долго выносить Скарлетт О’Хара, как принять то, что Пеппи Длинный чулок в реальности — взрослый, ответственный человек, и чего боялся Альбус Дамблдор? На эти и многие другие вопросы ответы дают практикующий психотерапевт Клаудия Хохбрунн и литературовед Андреа Боттлингер в своей книге «Герои книг на приеме у психотерапевта: Прогулки с врачом по страницам литературных произведений» (перевод готовится к выходу в издательстве «Альпина Паблишер»). «Сноб» публикует главу, в которой речь пойдет о героях величайшей истории любви всех времен
1 марта 2021 13:00
Юлиус Кронберг. Фрагмент картины «Ромео и Джульетта на балконе». 1886 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Ромео — образцовый нарцисс-неудачник

Мы начнем с Ромео — и для начала спросим: насколько этот молодой человек был способен отличить настоящую любовь от восторженности и влюбленности? 

Так, в начале пьесы четко говорится о его страданиях из-за любви к другой девушке. Однако, едва встретив Джульетту, он мгновенно забывает «старую любовь», потому что для страсти теперь есть новый объект. Здесь четко показано, что речь идет не столько о любви к самой Джульетте, сколько о нарциссическом переносе. Ромео чувствует себя отвергнутым, при этом воспринимает Розалину или Джульетту не как человека-партнера, с которым хочется провести жизнь, а исключительно как средство быстрого удовлетворения потребности. Розалина нанесла Ромео обиду, которую он — во многом вследствие юного возраста и отсутствия опыта — не мог отличить от настоящих мук любви. Для того чтобы преодолеть эту нарциссическую травму, ему надо было найти новое приключение. А что может быть лучше, чем посетить бал в маске, сравнить Розалину с другими девушками и проверить: а действительно ли она так прекрасна? Обесценивание того, кто не ответил взаимностью, — классическая нарциссическая защита. А то, что Ромео на самом деле встречает симпатичную девушку и нравится ей, становится идеальным подтверждением его значительности. Кем была Розалина? Да никем особенным. Он тут же отрицает даже то, что был в нее влюблен. «И я любил? Нет, отрекайся взор: я красоты не видел до сих пор», — говорится в тексте.

Однако выгода здесь двойная, пусть даже Ромео этого не осознает и действует под влиянием подсознания. Девушка, проявившая к нему интерес, принадлежит враждебной семье. Можно ли придумать лучший способ самоутвердиться для молодого человека, незадолго до этого пережившего нарциссическую обиду? Он наслаждается своим чувством и путает нарциссическую подпитку с любовью, что вполне вероятно: успешное самоутверждение приносит нарциссу такое же воодушевление и опьянение, как большая любовь. Ромео хочет удержать это чувство — а что может быть лучше, чем немедленно вступить в брак с избранницей, чтобы чувство сохранилось навсегда, а девушка не отвергла его, как это сделала Розалина?

Поспешные действия Ромео можно понять, только вспоминая его безответную влюбленность в Розалину. При смещении его чувства на новый объект Джульетта как личность не важна: Ромео ее вообще-то совсем не знает (хотя именно это необходимо как фундамент крепких отношений). Речь идет только о желании вновь и вновь испытывать опьянение от доказательств своей значительности и уникальности — его он и путает с любовью. Именно это становится причиной трагедии.

Похожим образом у него возникает конфликт с человеком, который знает Джульетту дольше и, вероятно, более объективно относится к девушке. Парис — поклонник Джульетты, тщательно обдумавший, почему хочет на ней жениться, и выбравший верный путь. Жених добился бы успеха, но Ромео своей блиц-свадьбой, о которой, увы, никто не подозревает, смешивает карты. Кроме того, новобрачный вступает в стычку с представителем семейства Капулетти, Тибальтом, которого убивает после первоначальной тщетной попытки примирения. Теперь, когда Ромео женат на Джульетте, они все-таки одна семья, но, к сожалению, юноше не удается разрешить ситуацию миром: с детства его больше учили искусству борьбы, чем искусству убеждения. И он делает то, чему его учили, — убивает противника. Надо учитывать, что Ромео пребывал в особом психологическом состоянии: Тибальт перед этим смертельно ранил его друга. Тем не менее здесь проявляется агрессивная составляющая нарциссизма Ромео, для которого существует или победа, или уничтожение. И хотя впоследствии он раскаивается в содеянном, неясно, жаль ли ему убитого или себя самого: ведь, как известно, преступление вызывает гнев окружающих. Предсказуемое наказание не заставляет себя ждать — Ромео изгоняют.

Позже, столкнувшись с Парисом, он снова вступает в конфликт, за который соперник должен поплатиться жизнью. Это четко подтверждает, что Ромео сожалел не о смерти человека, а только о ее последствиях для себя. Если бы он искренне раскаивался в смерти Тибальта, то сделал бы все, чтобы предотвратить новое убийство. С другой стороны, это показывает, что убивать противников для Ромео — еще один способ нарциссического самоутверждения. Ему необходимо сохранять власть, потому что в глубине души он маленький беспомощный мальчик, у которого огромные проблемы с самооценкой. Бороться с ними помогает только игра в «мужские добродетели» — исполнение роли великого любовника или рокового дуэлянта.

В конце концов все это больше не помогает. После получения ложного сообщения о смерти Джульетты в Ромео вновь проявляется злокачественный нарциссизм. Чувство «все или ничего» теперь обращено против него самого: он выбирает путь самоуничтожения, потому что слишком слаб, чтобы в результате кризиса стать более зрелым психологически, и считает, что не сможет жить без Джульетты. При этом речь идет лишь о ее вымышленном образе, а узнать настоящую Джульетту у него все еще не было возможности. Поэтому он и умирает не из-за настоящей Джульетты, а из-за идеального образа, за который цеплялся, как за якорь, в попытке стабилизировать свою хрупкую самооценку.

Джульетта — эмоционально нестабильная личность 

Для понимания характера Джульетты стоит сначала отметить, что это девочка-подросток, еще не полностью сформировавшаяся как личность. Неслучайно в медицине запрещается диагностировать личностные расстройства до окончания пубертатного периода. Многие черты подросткового поведения свойственны также людям с эмоционально неустойчивым расстройством.

Тем не менее именно из-за эмоциональной нестабильности жизнь Джульетты трагически обрывается. У девочки не было полноценных отношений с матерью, которая рано отдала ее на попечение кормилицы. Та, правда, стала значимым взрослым для ребенка и сделала возможным хотя бы подобие устойчивых отношений. Кормилица — также единственный человек, которому девочка доверяет. Но все же она не мама. Если бы Джульетта открылась матери, имеющей право принимать решения, та могла бы поступить не так, как кормилица, состоящая на службе у ее отца, которая не решилась бы противоречить своему хозяину. Тем более что Джульетте еще нет и ей не нужна кормилица, а та, вероятно, слишком стара, чтобы родить еще одного ребенка и найти работу в другой семье. Поэтому совет слушаться отца, данный Джульетте кормилицей, подходит скорее самой этой женщине, чем девочке.

Люди с эмоционально нестабильными чертами личности не очень рациональны. Кроме того, они зачастую удивительно остро чувствуют, когда кто-то действует не ради их блага, а исходя из собственных интересов. Главная проблема поэтому не в том, что кормилица советует Джульетте выйти замуж за Париса, а в том, что она просит девочку лгать. Джульетта должна умалчивать о своем браке с Ромео, так как его в любом случае изгнали. Такое отношение к правде, вероятно, для нее не в новинку. Поэтому можно предположить, что Джульетту приучали не говорить о конфликтах открыто, а выходить из неприятных ситуаций при помощи необходимой лжи и интриг. Именно так она пытается поступить и в этом случае. Для своих неполных Джульетта очень сообразительна, и она оценивает хитрый план, который монах, обвенчавший их с Ромео, предлагает ей в качестве выхода. Раз уж она не может открыто высказать свое мнение и настоять на своем, она симулирует свою смерть.

Этот план сработал бы, свяжись она не с Ромео — нарциссом, предпочитавшим действовать, а не думать. Интересно, чем же он так очаровал Джульетту и почему она решила, что чувствует большую любовь? Конечно, Джульетта тоже получает подтверждение своей ценности: молодой привлекательный парень ухаживает за ней, не задумываясь о том, насколько выгоден для него этот брак. Джульетта — девушка из влиятельной семьи, где брак — вопрос не любви, а деловых отношений. Поэтому она никогда не могла быть уверена, ее ценят или репутацию ее семьи и ожидаемое приданое. Тот факт, что Ромео вступает в отношения, где его заведомо ждут только неприятности и страдания, убеждает Джульетту, что он искренне ее любит. Он готов пойти на жертвы ради нее. Она и не подозревает, что он приносит их вовсе не ради нее, а ради восстановления своей пошатнувшейся самооценки. В наши дни это остается главной проблемой для эмоционально нестабильных людей, вступающих в отношения с нарциссами: в результате они становятся жертвами нарциссов, иногда уничтожая и их самих. 

У Джульетты не было возможности стать зрелой личностью. Она хотела быть любимой бескорыстно и слишком большую значимость придавала отношениям с Ромео. Блицсвадьба была тоже связана с этим, стала доказательством того, что Ромео готов бороться ради них. Но если Джульетта была действительно готова биться за свою любовь — на самом деле несуществующую, — то Ромео выбрал самоуничтожение вместо того, чтобы стать более зрелым, преодолев внешние трудности.

К сожалению, Джульетта просто не могла все это понять. Она была потрясена тем, что единственный мужчина, который, как казалось, ее когда-либо любил, предпочел смерть разлуке с ней. Для нее это стало еще одним доказательством его большой любви — и в то же время тяжелой травмой, повергшей ее в особое эмоциональное состояние, где единственным решением показалась собственная смерть. Классический пример того, что люди особенно склонны совершать самоубийства после серьезных эмоциональных потрясений и прежде всего тогда, когда личность еще не обрела зрелость и устойчивость, не пережила несколько ударов судьбы и не закалилась благодаря им. 

Издательство: Альпина Паблишер

Что случилось бы, будь у Ромео и Джульетты другое окружение?

Давайте представим, что в детстве Джульетта научилась бы открыто отстаивать свои интересы и сообщила отцу, что она уже замужем за Ромео. Что случилось бы после? Развестись тогда было не так просто, как в наши дни, тем более что молодые уже начали брачные отношения. 

Семьям пришлось бы как-то принять этот факт, и они, вероятно, сразу же пришли бы к соглашению и примирились. По крайней мере, на время: можно было ожидать, что так называемая любовь Ромео и Джульетты не выдержала бы столкновения с повседневными трудностями, поскольку существовала, только пока партнер казался идеалом.

Встреча с реальностью разочаровала бы обоих. Джульетта быстро поняла бы, что Ромео женился на ней не по любви, а ради нарциссического подтверждения собственной значимости, которая пошатнулась из-за Розалины. И, перестань Джульетта безгранично восхищаться Ромео, она нанесла бы ему очередную нарциссическую травму. Можно предположить, что он, при своем характере, недолго думая ввязался бы в какую-нибудь военную авантюру и искал бы самоутверждения вдали от родины. Возможно, что эта разлука дала бы обоим молодым людям возможность вновь влюбиться в идеал партнера и с нетерпением ждать встречи во время отпуска мужа на родине.

Хуже было бы, стань Ромео неверным мужем, который через пару месяцев начал бы бессовестно изменять Джульетте. Это, вероятно, снова разожгло бы вражду между семьями, и все вернулось бы на круги своя.

Как ни крути, Ромео и Джульетта никогда не были бы счастливы вместе. Смерть помогла им сохранить иллюзию любви, которой никогда не существовало на самом деле. И именно поэтому их любовь до сих пор так воспевается: люди часто предпочитают иллюзии реальности. На самом деле любовь Ромео и Джульетты была несчастной не из-за того, что закончилась смертью, а потому, что они не любили друг друга как человек человека, а искали недостижимый идеал. И упаси бог вас, зная об этом, сравнивать вашу любовь с отношениями Ромео и Джульетты: это не глубокое, благородное чувство до самой смерти, а только влюбленность в саму иллюзию любви. Смерть же помогла этим псевдовлюбленным сохранить иллюзию навсегда.

Вам может быть интересно:

Оформить предварительный заказ книги можно по ссылке

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
1 комментарий
Борис  Цейтлин

Если Шекспирова пьеса хороша только в качестве иллюстрации того, "как нельзя", почему она все же великая? Допустим, психотерапевт вправе этот вовпрос игнорировать. Но странно, что  литературоведу к заключению его соавтора нечего добавить.

Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Мы начинаем проект «Разные люди». Это серия диалогов, в которых один участник — человек с инвалидностью, а второй — нет
Алексей Беляков
Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в…
Катерина Мурашова
Не надо жаловаться на то, что дети проводят все свое свободное время в виртуальном мире. Лучше сопроводите их туда сами, и это позволит вам лучше понять своего ребенка и его увлечения