Фото: Софья Сандурская/Агентство «Москва»
Фото: Софья Сандурская/Агентство «Москва»

Алексей Беляков, журналист, писатель, сценарист

«Вроде бы надо радоваться: айти-прогресс, цифровизация, все дела. Но не радостно. Ибо ясно: то, от чего мы убежали в 1991 году, настигло нас спустя тридцать лет. Прогресс нынче — это тотальный контроль».

Нина Миронова, экономист

«Я считаю такую инициативу преждевременной. Например, если взглянуть на это с точки зрения технологий, то меня больше всего пугает фраза «оплата по лицу». Интересно, как потом можно будет откатить транзакцию и доказать, что товар выбрал не ты, а внешне похожий на тебя человек? Это преждевременно и с точки зрения безопасности, ведь в сеть слито огромное число баз данных, и все мы знаем про это по звонкам из банков, от интернет-провайдеров или с предложениями оформить “доставку из большинства продуктовых магазинов”. Так что, для начала нужно научиться защищать информацию в существующих форматах. 

Наконец, с точки зрения маркетинга, в статье верно указано, что спрос на нее отсутствует. Например, я полноценно пользуюсь услугами на mos.ru и gosuslugi.ru и не вижу особой необходимости добавлять туда еще и биометрию. Но если взглянуть на дальнюю перспективу, то биометрию неизбежно внедрят во всех сферах жизни в будущем. Ведь сначала пишутся фантастические книги, потом снимаются фантастические фильмы, после чего футуристические идеи рано или поздно претворяются в жизнь. Первые два этапа уже пройдены».

Валерий Печейкин, драматург 

«Я один из тех немногих людей, который сам готов передать свои биометрические данные. Во-первых, это неизбежно. Наши пароли, копии паспортов, отпечатки, лица давно уже где-то хранятся и кому-то передаются. Во-вторых, для меня удобство важнее конфиденциальности. Если это поможет мне платить даже не касанием, а взмахом ресниц — почему нет? Вспомните Стивена Хокинга, который с помощью мимической мышцы правой щеки научился разговаривать через компьютер. Так что наше лицо может гораздо больше, чем мы думаем. Кроме того, сбор такой информации в конце концов делает нашу жизнь лучше. Индивидуальней. Поисковые системы и гаджеты с искусственным интеллектом лучше справляются с запросами, если знают, кто мы и чего хотим. И, кстати, как только в “Сбербанке” появилась авторизация по голосу — я сразу пошел в отделение и “сдал образец”. Возможно, я просто из тех людей, кому нравится, когда за ним следят. Хоть кому-то я нужен!»

Максим Саблин, юрист, кандидат социологических наук, автор романа «Крылатые качели» 

«В России я бы не вводил биометрию как можно дольше, потому что кроме слежки не вижу ни одной весомой причины записывать лица граждан. А такая слежка, в свою очередь, сведет на нет возможность изменений в стране. С другой стороны, я вижу себя каким-то темным дедом из деревни, который сопротивляется замене плуга на трактор. Машины уже оцифровали мир и скоро учтут всех, хотим мы этого или нет. Боюсь это приведет к миру Оруэлла или Терминатора, но прогресс не остановить. Поэтому решать эти вопросы лучше сейчас. 

Для меня идея биометрии интересна: я бы хотел не носить паспорт, хотел бы знать с кем говорю по зуму, хотел бы получать услуги по видео, например, в судах общей юрисдикции, в правоохранительных органах, в МФЦ — везде. Походы в учреждения — лишняя трата времени и денег. При этом коды на телефон, пароль “Госуслуг” и электронная подпись идентифицируют не человека, а скорее право действовать от его имени, ведь практика передачи паролей своим доверенным лицам повсеместна. Поэтому нужна именно биометрия.

Но биометрия как способ идентификации смущает многим: насколько точна идентификация, возможна ли кража личности, можно ли "потерять лицо". В криминалистике система идентификации людей по 14 параметрам (бертильонаж) и та однажды столкнулась с совпадением данных у двух людей, а возможно ли такое в биометрии? Не посадят ли невиновного? Поэтому перед внедрением я бы хотел услышать от Минцифры все о биометрии и сценариях ее использования, а также получить данные независимых экспертов о правовой и технической стороне проекта. И уж точно вводить ее не административными, а рыночными механизмами с публичным контролем выбора подрядчиков».

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам 

«Это прогресс, а прогресс не остановить. Во всех подобных идеях меня беспокоит лишь несанкционированное использование личных данных — когда мошенники могут получить доступ к финансовым активам, к собственности, к оформлению доверенностей и завещаний, каким-то образом получив незаконно чужие данные. Действия же властей России и других стран меня не беспокоят — отчасти потому, что я все равно ничего с этим сделать не могу, отчасти потому, что главное — это желание, а биометрия — лишь средство, и если кто-то задумает за нами следить, он проследит все равно, с помощью ли высоких технологий, или сотен тысяч "топтунов", не вижу принципиальной разницы... Пусть уж лучше слежка за мной обходится бюджету дешевле, если до этого дойдет».

Подготовила Татьяна Санькова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: