Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Действие клипа на песню «Возьми на радость из моих ладоней» разворачивается в библиотеке Алвара Аалто в Выборге, шедевре модернизма и единственном на территории России здании, спроектированном культовым финским архитектором. Клип снимали по Zoom. «Режиссер видео и я не смогли вылететь из Тель-Авива, в итоге у нас на экранах просто был выведен монитор камеры и кадры с площадки, — рассказал “Снобу” продюсер проекта “Сохрани мою речь навсегда” Рома Либеров. — Но все сложилось. Хрупкая и страстная Катя IOWA, роковой и выразительный Володя Варнава, такая химия и обреченность между ними. Драму безответной влюбленности Мандельштама в Ольгу Гильденбрандт-Арбенину можно если не понять в точности, то вообразить».

Ɔ. Почему ты решила участвовать в проекте, связанном с классическими текстами и современной музыкой? 

Я переключилась со своего творчества на работу с классикой, потому что стала терять ощущение свободы. Я говорила себе: «Ты должна, ты обязана выдать хит, который ждут от тебя». Это были глубокие раздумья — я стала серьезно относиться к себе и своей музыке. Мне повезло, что появились два потрясающих проекта (трибьют-альбомы памяти Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. — Прим. ред.), которые меня спасли. 

Благодаря им я поняла, что творчество — только часть жизни, самовыражение. Сначала казалось, что я не смогу написать музыку на чужие слова. Пару недель мы искали, пытались почувствовать цвет, настроение, энергию. В какой-то момент стихи Мандельштама стали для меня родными, я снова смогла летать и заниматься творчеством. 

Ɔ. Каким для тебя открылся Мандельштам?  

Я влюбилась. Для меня было открытием то, как много «женского» может быть в стихах поэта-мужчины. Мандельштам восхваляет женщину. Для него она богиня. В каждой строчке я чувствую его любовь и восхищение женщинами. В них много не только страсти, но и уважения. Каждый раз, когда пою, думаю, как бы мне хотелось написать что-то подобное. Создать такой же гимн любви, силе и красоте. 

Ɔ. Если есть мужские и женские стихи, значит, у стихов есть гендер?  

Да, конечно. Стихи — это энергия. У Маяковского —  мужская: топот шагов, громкий голос, волевой решительный слог. У Ахматовой — женская: она похожа на плач, в ней звучат колыбельные, часто непонятные мужчине. Конечно, есть внегендерные, например, о любви. Они понятны каждому, потому что говорят на универсальном языке.

Ɔ. Многие говорят о том, что современные авторы потеряли уважение к женщине. Каково тебе петь стихи, пропитанные такой сильной любовью к представительницам женского пола?

Я не слушаю этих авторов, не фокусирую взгляд на подобных текстах. Я концентрируюсь на том, что мне нравится, что подпитывает меня энергетически и расширяет. Стихи Мандельштама меня наполняют: в них много уважения и восхищения. Я не берусь кого-то осуждать. Современные авторы/исполнители зачастую остаются в пубертатном периоде, им нужно быть молодыми, ведь они пишут для юной аудитории. Они как подростки, зацикленные на одной теме. Когда мужчина говорит таким образом о женщине, он показывает лишь свою незрелость.

Ɔ. Выходит, твои песни предназначены для зрелой аудитории?  

Я не хочу разделять слушателей по такому принципу. Позиция «если вам не понравился Мандельштам, вы незрелый» мне не импонирует. Все проживают разные периоды жизни. Например, в детстве мне бы не понравились стихи Мандельштама. Меня заботили абсолютно другие вещи. Это был другой мир. Нельзя насильно заставить человека любить что-то. Мы все разные. Это не хорошо и не плохо. Каждый слушает то, что ему подходит в данный момент. Я собираю своих людей, которые созрели и готовы понимать хорошие стихи. 

Ɔ. Есть ли в России недостаток хороших стихов и текстов? Почему музыканты снова обращаются к классике? 

Нет таких великих творцов, которые затмили бы то, что было написано в XX веке. Сейчас время метамодерна, все уходит в примитивизм. Для взлета больше не нужны усилия, популярным может стать каждый. Для этого достаточно загрузить в TikTok клип с самым примитивным содержанием. Это не гениальное творчество. Так можно заработать популярность, но не создать что-то великое. Я верю, что грядет время, когда начнут появляться новые тенденции. Сейчас есть мода на трибьюты, и она нравится молодежи. Это знак того, что появилась потребность в хороших текстах. Период каверов, повторений, копирования говорит о том, что все уже сказано и нового пока нет. Но мы хотим вновь почувствовать великое.

Беседовала Юлиана Качанова, материал подготовлен при участии Александры Юдиной

Вам может быть интересно:

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект ”Сноб” — Общество». Присоединяйтесь