Берлинале, наркотики и драки с «околофутбольщиками». Интервью с актером Глебом Калюжным
Ɔ. Ты попал в кино через «ВКонтакте». Расскажи подробнее, как это было?
Январь 2013 года. Мне 14 лет. Я сидел дома и писал тексты для песен — своих первых осознанных работ. Тут мне приходит сообщение в «ВК» с приглашением на кастинг для полнометражного фильма с рабочим названием «Челентано» (Речь о фильме «14+» режиссера Андрея Зайцева. — Прим. ред.). Я подумал, что это фейк или спам: такие мутные сообщение с приглашениями на кастинги часто прилетают в «ВК». Но где-то через неделю мы сидели болтали с матушкой, и я ей рассказал об этой «разводиловке». Она удивилась, спросила, осталось ли письмо. Говорит: «Вот тут написано студия "ТРИТЭ", Михалков. Вроде все серьезно». Мы решили, что лучше ответить на письмо. Дальше была переписка, мы обговаривал детали, и я попал в проект.
Ɔ. До этого ты думал об актерской карьере?
Да. Когда мне было 10 лет, я занимался брейк-дансом, ездил с командой на соревнования. Нам предложили сняться в российской адаптации «Убойного футбола» (комедийный боевик Стивена Чоу. — Прим. ред.). Это был мой первый кастинг. Я страшно переволновался, нес ахинею, не мог ответить на элементарные вопросы. Мне, конечно, пообещали, что свяжутся со мной, но никто так и не позвонил, и я очень расстроился. Наверное, из-за этого неприятного воспоминания я и не ответил сразу на приглашение в «14+».
Ɔ. С фильмом «14+» ты попал на Берлинале — один из главных кинофестивалей в мире. Какое впечатление он на тебя произвел?
Я тогда даже не знал, что это престижный фестиваль. Меня радовало, что я наконец увижу сам фильм и себя на большом экране. К тому моменту я уже снялся в других картинах, набрался опыта, поэтому видел косяки в своей игре. По ощущениям фильм продлился несколько минут, потом темнота, шум, аплодисменты и 40-минутная очередь за автографами. Подходили люди из самых разных стран и с горящими глазами благодарили. Было круто. Потом я напился вина и не помню, что было дальше.
Ɔ. После «14+» у тебя было еще несколько проектов о жизни подростков. В сериале «Новенький» ты играешь парня, которого травят в школе, в «Трудных подростках», наоборот, в роли буллера. С какими проблемами ты сталкивался, когда учился в школе?
Я несколько раз менял школы — сначала из-за проблем со здоровьем, потом из-за переезда. В 5-м классе, когда я жил в центре, мою школу объединили с еще одной, где учились сыновья депутатов, владельцев крупных компаний — в общем, заряженные ребята. Из-за них была жесткая дискриминация: тебя могли травить за то, что ты из небогатой семьи. Я пытался прекратить эту агрессию словами, но ничего не вышло, пришлось использовать кулаки. Мамика вызывали в школу, я извинялся за то, что распускал руки, передо мной извинялись за оскорбления. Больше меня никто не обижал. Но потом начались другие проблемы: я поругался с учительницей, прогуливал уроки, попробовал наркотики. В итоге дошло до комиссии по делам несовершеннолетних. Когда я увидел на комиссии плачущую маму, во мне что-то щелкнуло. Я понял, что я дурак и все это нужно остановить. Тогда мне было 15, и меня решили перевести в школу для детей с девиантным поведением — политехнический техникум.
Там тоже были проблемы. Как-то раз я пришел в спартаковской форме, потому что знал, что тренер болеет за «Спартак». Сам футбол меня вообще не интересовал. Это увидели ребята-оффники (футбольные хулиганы, «околофутбольщики». — Прим. ред.), которые болели за «Локомотив» и ЦСКА. Они всемером зажали меня в туалете, я приготовился драться. Увидев, что я не испугался, они набросились на меня с криками «Свой!» — и в итоге мы подружились. С ними я гонял на выезды — драки стенка на стенку. На пятом или шестом выезде я понял, что это глупое занятие, и завязал с этим.
Ɔ. В нескольких интервью ты называл учителей техникума героями. Почему?
Потому что они спасали жизни. Подросткам, какими бы взрослыми они себе ни казались, нужна поддержка и воспитание. Педагоги работали спокойно, внимательно, нянчились с нами. Помню, как мне помогла библиотекарь Татьяна Михайловна. Она поняла, что у меня проблемы с наркотиками. Рассказала, что у нее был ученик Сергей Трофимов — автор и исполнитель песни «Город Сочи» — и у него были похожие проблемы. Татьяна Михайловна нас познакомила. Сергей Трофимов приезжал к нам на дачу, общался с матушкой, приглашал на концерты. Он дал мне много ценных советов, и я перестал употреблять наркотики.
Ɔ. После «14+» ты каждый год снимался в новых проектах. Самым резонансным, как мне кажется, стал фильм «Аутло». Его раскритиковали и власти, и ЛГБТ-сообщество. Ты не пожалел, что сыграл в этой картине?
Нет, не пожалел. Сначала, увидев сценарий, я отказался от съемок. Мне показалось, что это какая-то порнушная чернуха. Тогда со мной связалась лично Ксюша (режиссер «Аутло» Ксения Ратушная. — Прим. ред.). Мы встретились, пообедали. Ксюша сказала, что хочет видеть именно меня в роли Альфача. Мне это польстило. В разговоре я понял, что она мой человек, мне с ней комфортно, и я согласился на роль. Фильм действительно получился скандальным: отменяли показы, штрафовали организаторов фестиваля «Дух огня». Но при всей, как может показаться на первый взгляд, грязи «Аутло» — это драма про поиск и принятие себя, про человеческие грехи и страхи. Я правда ни разу не жалею, что снялся в этом фильме.
Ɔ. Ты снялся уже в 15 сериалах. Скоро выходит новый — «Вампиры средней полосы». Расскажи об этом проекте.
Это очень крутая история, без всяких штампов, типа осиновых колов и чеснока. Сериал рассказывает про семью вампиров, живущих в Смоленске. Вообще мне везло на мистику в 2019 году: сериалы «Территория» и «Водоворот» тоже про сверхъестественное. Но в «Вампирах средней полосы» у меня, конечно, другой образ, и сама работа проходила по-другому — с кучей спецэффектов и перевоплощений. Главную роль в сериале — деда семейства и основателя Смоленска — должен был играть Михаил Ефремов. Я сразу же согласился, когда узнал, что буду сниматься вместе с таким профессионалом.
Ɔ. Работа над сериалом еще продолжалась, когда Михаил Ефремов стал виновником ДТП. Как ты отреагировал на эту новость?
Мне об этом рассказал друг, с которым я жил. Честно, я не знал, как на это реагировать. Был просто шок. Но съемки уже приостановили из-за коронавируса. Потом на главную роль пригласили Юрия Стоянова — оказалось, он играл в пилотной серии и эту роль изначально писали для него, я об этом не знал. У него герой получился добрее, но я не хочу сравнивать двух равновеликих актеров.
Ɔ. Как тебе работалось с Юрием Стояновым?
Антон Маслов (режиссер сериала «Вампиры средней полосы». — Прим. ред.) сразу предупредил, что на площадке будет два режиссера. Юрий Стоянов не только играл, но и руководил съемочным процессом. Поначалу я очень волновался, хотел заслужить его расположение. Мне казалось, что он меня ни во что не ставит. В какой-то момент я обозлился, потому что думал, что меня топят: не дают сказать реплику, морально подавляют, что ли. Тогда я поговорил с Юрием Николаевичем о своих переживаниях, он сказал, что никакой неприязни ко мне не испытывает. После этого работа пошла хорошо. Юрий Николаевич стал для меня наставником, и я ему благодарен.
БЛИЦ
Ɔ. Какой фильм ты готов пересматривать много раз?
«В джазе только девушки».
Ɔ. Что у тебя получается лучше всего?
Профессионально бездельничать.
Ɔ. Что у тебя получается хуже всего?
Бездельно профессиональничать.
Ɔ. С чего ты начинаешь каждый день?
Со стакана воды и зарядки.
Ɔ. Кто твой главный учитель в жизни?
Я сам.
Ɔ. Какой трек стоит у тебя на повторе?
Billie Jean Майкла Джексона.
Ɔ. Без чего ты не можешь жить?
Без творчества.
Ɔ. Самый экстравагантный поступок в твоей жизни?
Участие в оргии считается?
Подготовили Асхад Бзегежев и Александра Юдина
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Получил «Грэмми» раньше, чем съел первый в жизни «Биг мак». Интервью с казахским диджеем Imanbek
- Специалист по смерти
- Arzamas и «Намедни» Парфенова теперь закроются? Чем опасен новый закон о «просветительской деятельности»