Фото: Jens Schlueter/Getty Images
Фото: Jens Schlueter/Getty Images

Что произошло?

За последнюю неделю более 15 европейских государств, в том числе Германия, Испания и Нидерланды, приостановили применение вакцины AstraZeneca из-за сообщений об образовании тромбов у привитых. В ответ фармацевтическая компания объяснила, что вакцина безопасна, а зафиксированных случаев тромбозов и тромбоэмболии «гораздо меньше, чем можно было ожидать». Тогда ВОЗ рекомендовала продолжить использование препарата, но заключение по вакцине организация озвучит только в пятницу.

Какие побочные эффекты от AstraZeneca наблюдаются у привитых?

Эпидемиолог Михаил Фаворов рассказал «Снобу», что побочные эффекты от вакцин бывают двух уровней: локального и общего. Локальный характеризуется раздражением и болезненностью в месте укола. Общий — повышенной температурой, ознобом, а иногда и более серьезными последствиями, например тромбозами. В Германии среди 1,7 миллиона привитых AstraZeneca было выявлено семь случаев образования тромбов, один человек умер. «Стоит отметить, что первыми в Европе стали прививаться пожилые люди, а риск развития тромбоза у них выше. Кроме того, так как вакцина была новой, за привившимися наблюдали, а значит, выявить то, чего обычно не замечают и не связывают с вакцинами, было гораздо проще», — рассуждает Фаворов.

Приостановка использования вакцин — это нормальная практика?

AstraZeneca пока единственная противоковидная вакцина, использование которой приостановлено. Есть опасения, что, даже если безопасность прививки будет научно обоснована, в массовом сознании препарат будет ассоциироваться с тем, что «от него кто-то умер». Эпидемиолог напомнил, что массовые вакцинации действительно иногда приостанавливают, но, как правило, лишь когда доказана их непосредственная связь с серьезными побочными эффектами. Молекулярный биолог Ирина Якутенко, рассуждая о решении некоторых стран приостановить вакцинацию препаратом, в своем посте в фейсбуке отметила, что «это абсолютно нормальное явление, свидетельствующее не о том, что вакцина опасна, а о том, что регуляторы беспокоятся о здоровье граждан и хотят выяснить причины произошедшего».

Можно ли сравнивать западные антиковидные вакцины с российскими?

Сегодня существуют несколько типов вакцин, но, сравнивая российские с зарубежными, обычно говорят о двух основных. Первый тип — аденовирусный (семейство ДГК-содержащих вирусов. — Прим. ред.), когда информация о COVID-19 вносится в организм за счет аденовируса, встраивая его в последовательность главного белка-S. После введения человеку этот вирус начинает вырабатывать собственный белок, который принадлежит уже другому вирусу — COVID-19. Таким образом вырабатываются антитела. Второй тип — РНК-вакцины, когда матричный РНК считывает клетки белка. По сути происходит то же самое, только без аденовируса. «Европейские и российская вакцины созданы на базе адена-платформы (при этом AstraZeneca использует аденовирус шимпанзе, а “Спутник V” — два генотипа аденовируса человека), американские — на базе РНК-платформы», — объясняет Фаворов. При этом эпидемиолог не исключает, что из-за схожего принципа работы AstraZeneca и «Спутника V» побочные эффекты теоретически могут совпадать.

Фото: Ivan Diaz/Unsplash
Фото: Ivan Diaz/Unsplash

Какие вакцины эффективнее?

В ноябре AstraZeneca оценивала эффективность своей прививки в 70%. НИЦ имени Гамалеи заявляла, что показатель у «Спутника V» — 91,6%. Однако, по мнению эпидемиолога, внимание стоит обращать не на efficacy (действенность вакцины определяют опытным путем в относительно малых и искусственно собранных группах — от 3 до 30 тысяч человек), а на постмаркетинговые анализы, которые проводятся во время вакцинации популяции. Сейчас исследования продолжаются. Так, по «Спутнику V» результаты появятся лишь к середине 2021 года.

Какова вероятность, что ЕС решит использовать «Спутник V»? 

15 марта Reuters сообщало, что в Евросоюзе непублично обсуждают возможность начала переговоров с Россией о поставках «Спутника V». В этот же день председатель ПАСЕ Хендрик Дамс на встрече с председателем Госдумы Вячеславом Володиным отметил, что российской вакциной в Европейском союзе действительно заинтересованы.

Эпидемиолог Фаворов заметил, что, прежде чем разворачивать массовую вакцинацию «Спутником V», ЕС должен сертифицировать не только вакцину, но и ее производство. «Вероятность, что препарат получит разрешение Европейского регулятора, безусловно есть. Но насколько российское производство соответствует всем европейским требованиям — вопрос», — пояснил Фаворов. Эпидемиолог также обратил внимание на финансовую составляющую вакцинации: «Если средняя цена за дозу вакцины 10$, то одна прививка обходится в 20$, в мире живет 7,5 миллиарда человек — соответственно, речь идет о миллиардах долларов, которые пытаются поделить между собой разные производители вакцин, поэтому удивляться неожиданным “находкам” проблем у вакцин не приходится», — заключил он.

Подготовила Кристина Боровикова 

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: