Театр в онлайне: как устроены трансляции спектаклей «Золотой Маски»
Онлайн-постановки для миллиона зрителей
Шесть лет назад, в 2015 году, «Золотая Маска» вместе с арт-объединением CoolConnections придумали проект «Золотая Маска в кино». Идея была в том, чтобы показывать отмеченные Премией спектакли на большом экране в кинотеатрах по всей России и таким образом дать большему количеству зрителей возможность их увидеть. Проект быстро стал популярным, и уже через пару лет получил новое развитие в онлайн-формате, благодаря чему трансляции лучших российских спектаклей стали доступны из любой точки страны для всех, у кого есть выход в интернет. Так родилась «Золотая Маска online».
«Мы поняли, что нужно расширяться, потому что есть регионы, куда фестивальные хиты не доедут и где невозможно провести кинопоказы, — рассказывает исполнительный директор “Золотой Маски” Наталья Шумилина. — В 2018 году мы организовали первую трансляцию — тогда мы показали спектакль Андрея Могучего “Губернатор”. Это был настоящий вызов. Все знают, что Андрей Анатольевич — один из хедлайнеров российской режиссуры, он создает непростые спектакли. К тому же в начале у нас были технические сложности: зрители не всегда могли подключиться, всплывали и другие моменты. Но у нас все получилось: прямую трансляцию посмотрели 78 тысяч человек. По меркам 2018 года это настоящий успех. Сейчас же аудитория “Золотой Маски online” — это несколько сотен тысяч зрителей. Такого охвата и возможности делать сразу несколько трансляций в период фестиваля мы бы не добились без поддержки наших партнеров — Сбера, Благотворительного фонда Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт” и Министерства культуры РФ».
«Онлайн-трансляции дают возможность “доставить” искусство в каждый дом, поделиться хотя бы фрагментом театральной магии с каждым. Именно поэтому мы делаем онлайн-трансляции вместе с “Золотой Маской” и видим колоссальный отклик — один спектакль может собрать 500 000 зрителей со всей России», — говорит старший вице-президент Сбера Владислав Крейнин.
За четыре года существования «Золотая Маска online» в режиме реального времени показала 13 спектаклей. Все они — номинанты фестиваля. Например, не выходя из дома, зрители смогли посмотреть оперу Кирилла Серебренникова «Чаадский», балет Йохана Кобборга «Дон Кихот», драматические спектакли «Дети солнца» Тимофея Кулябина и «Преступление и наказание» Константина Богомолова.
«Обычно мы проводим трансляцию, а потом на год оставляем запись в доступе, — объясняет Наталья Шумилина. — Как правило, увидеть онлайн-постановки можно либо на сайте “Золотой Маски”, либо на площадках партнеров вроде “Рамблера” или онлайн-кинотеатра Okko. За первые три года спектакли программы увидели около миллиона зрителей, и это не предел. В этом году мы пока провели две трансляции, и их уже посмотрели больше 650 тысяч человек».
«Конечно, магия театра, когда ты дышишь одним воздухом с артистом, непосредственно ощущаешь накал страстей, может потеряться при онлайн-просмотре спектакля, — говорит директор благотворительного фонда Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт” Фатима Мухомеджан. — Но, когда перед тобой стоит выбор — увидеть спектакль на экране или не увидеть вообще, сомнениями не мучаешься. Смотришь и получаешь удовольствие».
Международные стандарты и ручная работа
«Во время пандемии многие театры поняли, что трансляции — их единственный способ поддерживать связь с аудиторией, — говорит Наталья Шумилина. — Они стали выкладывать старые записи постановок или придумывать новые видеоформаты. Для “Золотой Маски” ничего не изменилось: для нас изначально было важно качество контента, все трансляции мы делаем на высоком профессиональном уровне».
Создавая трансляции, «Золотая Маска» ориентируется на международные стандарты съемки — например, на французскую независимую продюсерскую компанию Bel Air, которая снимает постановки театра «Ла Скала», Цюрихской и Парижской опер, а также Большого театра.
«Чтобы показать спектакль в режиме реального времени, недостаточно просто нанять видеорежиссера и арендовать камеры — это долгая работа, — объясняет Наталья Шумилина. — Примерно за полгода до самой трансляции мы узнаем, какой спектакль будем снимать. Дальше мы собираем творческую группу, которая сначала смотрит спектакль живьем, а потом делает съемочную партитуру — сценарный план, где в одной графе прописывается содержание эпизода, а в другой — расстановка камер. Кроме того, мы никогда не снимаем спектакль с одного раза: трансляции всегда предшествуют как минимум одна или две репетиционные съемки. Мы отсматриваем записи, понимаем свои ошибки и, если нужно, вносим изменения в расстановку камер, скрипт и световую партитуру».