Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

Онлайн-постановки для миллиона зрителей

Шесть лет назад, в 2015 году, «Золотая Маска» вместе с арт-объединением CoolConnections придумали проект «Золотая Маска в кино». Идея была в том, чтобы показывать отмеченные Премией спектакли на большом экране в кинотеатрах по всей России и таким образом дать большему количеству зрителей возможность их увидеть. Проект быстро стал популярным, и уже через пару лет получил новое развитие в онлайн-формате, благодаря чему трансляции лучших российских спектаклей стали доступны из любой точки страны для всех, у кого есть выход в интернет. Так родилась «Золотая Маска online».

«Мы поняли, что нужно расширяться, потому что есть регионы, куда фестивальные хиты не доедут и где невозможно провести кинопоказы, — рассказывает исполнительный директор “Золотой Маски” Наталья Шумилина. — В 2018 году мы организовали первую трансляцию — тогда мы показали спектакль Андрея Могучего “Губернатор”. Это был настоящий вызов. Все знают, что Андрей Анатольевич — один из хедлайнеров российской режиссуры, он создает непростые спектакли. К тому же в начале у нас были технические сложности: зрители не всегда могли подключиться, всплывали и другие моменты. Но у нас все получилось: прямую трансляцию посмотрели 78 тысяч человек. По меркам 2018 года это настоящий успех. Сейчас же аудитория “Золотой Маски online” —  это несколько сотен тысяч зрителей. Такого охвата и возможности делать сразу несколько трансляций в период фестиваля мы бы не добились без поддержки наших партнеров — Сбера, Благотворительного фонда Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт” и Министерства культуры РФ».

«Онлайн-трансляции дают возможность “доставить” искусство в каждый дом, поделиться хотя бы фрагментом театральной магии с каждым. Именно поэтому мы делаем онлайн-трансляции вместе с “Золотой Маской” и видим колоссальный отклик — один спектакль может собрать 500 000 зрителей со всей России», — говорит старший вице-президент Сбера Владислав Крейнин.

За четыре года существования «Золотая Маска online» в режиме реального времени показала 13 спектаклей. Все они — номинанты фестиваля. Например, не выходя из дома, зрители смогли посмотреть оперу Кирилла Серебренникова «Чаадский», балет Йохана Кобборга «Дон Кихот», драматические спектакли «Дети солнца» Тимофея Кулябина и «Преступление и наказание» Константина Богомолова. 

«Обычно мы проводим трансляцию, а потом на год оставляем запись в доступе, — объясняет Наталья Шумилина. — Как правило, увидеть онлайн-постановки можно либо на сайте “Золотой Маски”, либо на площадках партнеров вроде “Рамблера” или онлайн-кинотеатра Okko. За первые три года спектакли программы увидели около миллиона зрителей, и это не предел. В этом году мы пока провели две трансляции, и их уже посмотрели больше 650 тысяч человек».

«Конечно, магия театра, когда ты дышишь одним воздухом с артистом, непосредственно ощущаешь накал страстей, может потеряться при онлайн-просмотре спектакля, — говорит директор благотворительного фонда Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт” Фатима Мухомеджан. — Но, когда перед тобой стоит выбор — увидеть спектакль на экране или не увидеть вообще, сомнениями не мучаешься. Смотришь и получаешь удовольствие».

Международные стандарты и ручная работа

«Во время пандемии многие театры поняли, что трансляции — их единственный способ поддерживать связь с аудиторией, — говорит Наталья Шумилина. — Они стали выкладывать старые записи постановок или придумывать новые видеоформаты. Для “Золотой Маски” ничего не изменилось: для нас изначально было важно качество контента, все трансляции мы делаем на высоком профессиональном уровне».

Создавая трансляции, «Золотая Маска» ориентируется на международные стандарты съемки — например, на французскую независимую продюсерскую компанию Bel Air, которая снимает постановки театра «Ла Скала», Цюрихской и Парижской опер, а также Большого театра.

«Чтобы показать спектакль в режиме реального времени, недостаточно просто нанять видеорежиссера и арендовать камеры — это долгая работа, — объясняет Наталья Шумилина. — Примерно за полгода до самой трансляции мы узнаем, какой спектакль будем снимать. Дальше мы собираем творческую группу, которая сначала смотрит спектакль живьем, а потом делает съемочную партитуру — сценарный план, где в одной графе прописывается содержание эпизода, а в другой — расстановка камер. Кроме того, мы никогда не снимаем спектакль с одного раза: трансляции всегда предшествуют как минимум одна или две репетиционные съемки. Мы отсматриваем записи, понимаем свои ошибки и, если нужно, вносим изменения в расстановку камер, скрипт и световую партитуру».

Над каждой трансляцией в среднем работают 15–20 человек. В их число входят режиссер видеоверсии, оператор-постановщик, операторы (обычно не меньше восьми) и редактор, который следит за сюжетом и подсказывает режиссеру, какой план выбрать. На оперных и балетных постановках также работает музыкальный редактор: он читает партитуру и рассказывает режиссеру, что будет происходить. Сам режиссер во время спектакля сидит за видеопультом, на который приходят сигналы со всех камер. Перед ним обычно находятся от семи до десяти мониторов, он видит всю картинку и в прямом эфире определяет, в какой последовательности показывать планы. Его монтаж в итоге и видят зрители.

Когда зритель смотрит спектакль из зала, он сам выбирает, что увидеть: например, он может наблюдать за говорящим, а может — за слушающим. У зрителей трансляций такого выбора нет: по сути, они видят постановку глазами режиссера видеомонтажа. Чтобы не упустить ничего важного, в процессе подготовки к трансляции видеорежиссер консультируется с режиссером самого спектакля. Такое взаимодействие позволяет зрителям в каждый момент времени видеть то, что наиболее важно.

«На режиссере трансляции большая ответственность, — говорит Наталья Шумилина. — Он должен отразить не свое видение, но показать тысячам зрителей спектакль таким, каким его задумывал постановщик. Именно поэтому важно выбирать правильных специалистов. В этом процессе есть много нюансов. Режиссер, который талантливо снимает спектакли Могучего, не сможет снять постановки Додина — это совершенно другая эстетика, другой ритм и темперамент. Поэтому на каждый спектакль мы в зависимости от задач собираем отдельную творческую команду. Это ручная выборка».

Инфографика: Мария Аносова
Инфографика: Мария Аносова

«Золотая Маска online — 2021»

В этом году «Золотая Маска online» проходит в четвертый раз. Всего в рамках программы на портале «Рамблер» пройдут четыре трансляции, а после записи спектаклей в течение года будут доступны в онлайн-кинотеатре Okko.

Первыми трансляциями программы стали спектакль новосибирского театра «Старый дом» «Идиот», получивший 11 номинаций на «Золотую Маску», и постановка Никитинского театра из Воронежа «Чернобыльская молитва» по книге Светланы Алексиевич. Продолжат проект балет «Приказ короля» театра «Урал Опера Балет» и недавняя премьера БДТ «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель», при этом первые части театрального сериала Андрея Могучего уже выходили  в рамках «Золотая Маска online» в 2019-м.

«Специфика этого сезона в том, что все спектакли, которые мы транслируем, сложны сценографически, — объясняет Наталья Шумилина. — Например, в “Чернобыльской молитве” фактически нет театрального света, и для съемки это катастрофа. В результате, чтобы зрители в онлайне увидели то, что видят зрители в зале, постановка игралась в специальный для съемки день. Мы всегда стараемся снимать так, чтобы не разрушать магию театра. Конечно, спектакли лучше смотреть живьем. Но это доступно для тысячи человек. А есть еще сотни тысяч зрителей, которые не могут по разным причинам оказаться в театральном зале. Именно они чаще всего смотрят онлайн-трансляции, и именно для них мы снимаем максимально близко к живому спектаклю — так, чтобы у каждого возникло ощущение сопричастности».

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: