«Мы не одни на этой планете». Современные художники — о переработанных отходах в искусстве
По данным Всемирного банка, ежегодно в мире производится больше 2 миллиардов тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). К 2050 году их число может вырасти более, чем в полтора раза. В России количество отходов тоже увеличивается. Общий ежегодный объем в стране составляет 70 млн тонн. Это примерно 485 килограммов на одного жителя.
О проблеме утилизации
Валерий Петросян, доктор химических наук, вице-президент Российской академии естественных наук, заместитель гендиректора «РТ-Инвест»:
В России каждый год производится чуть больше 70 миллионов тонн твердых коммунальных отходов. Только задумайтесь: вы покупаете девять маленьких шоколадных конфет, при этом они весят 90 граммов, а упаковка — вдвое больше. Вы съедаете конфеты за минуту, а дальше пять видов отходов разлагаются десятилетиями. Сократить производство отходов может помочь экономика замкнутого цикла. Она базируется на принципе повторного использования ресурсов в противовес классической экономике, основанной на принципе «производство — использование — утилизация». Циклическая экономика предполагает, что производитель еще на этапе создания продукта определяет, каким образом он будет переработан. В результате материал, из которого сделан товар, может использоваться максимально долго, чтобы в итоге минимизировать ущерб окружающей среде.
Следуя принципам циклической экономики, Ростех строит собственные мощности по переработке отходов. Фракции, отобранные на сортировочных линиях, компания перерабатывает во вторичное сырье для производства новых товаров. За полтора года с момента запуска комплексов по переработке отходов было отсортировано более 50 тысяч тонн пластика, из которого можно произвести более 120 миллионов футболок, больше 25 тысяч тонн стекла, при вторичном использовании это 160 миллионов елочных игрушек, более 15 тысяч тонн макулатуры, из которых можно изготовить больше 100 миллионов блокнотов, из полученных при сортировке 15 тысяч тонн металла можно произвести больше миллиона велосипедов.
Об арт-объектах из вторсырья
Ксения Сурикова, куратор выставок:
Художники всегда чутко реагировали на политическую, экономическую и культурную повестку. Логично, что глобальные вопросы вроде экологии они тоже не могут оставить без внимания. Яркий пример — акция Йозефа Бойса «7000 дубов»: еще в начале 1980-х художник предложил всем желающим высаживать деревья и таким образом улучшать экологическую ситуацию. К экологическим проблемам обращаются и современные художники. В Третьяковке пару дней назад завершилась выставка «Фантастик Пластик», задачей которой было рассказать о возможностях, которые дает переработка и вторичное использование пластика. А сегодня в рамках ПМЭФ открывается организованная Ростехом выставка современного искусства, тоже посвященная переработке отходов. Ключевая идея, которая транслируется зрителям: «Отходы — это новое золото». Метафорически она раскрывается через арт-объекты, созданные известными художниками из вторсырья.
Об отходах и утилитарном отношении к природе
Уровень переработки ТКО в России в среднем не превышает 3–5 процентов. В Европе этот показатель достигает уровня 60%. При этом большинство отходов там утилизируется сжиганием: благодаря этому производится электроэнергия (600-800 Квт/ч из тонны ТКО).
Катерина Садовски и Лилия Ли-ми-ян, художницы:
Мы долго думали, стоит ли нам заходить на территорию экологии. Одно дело, когда у тебя экологическое мышление и ты дома сортируешь пластик. И совсем другое — публично высказываться на эту тему. Мы читали об экологическом мышлении, смотрели фильмы, проводили совместные исследования с учеными. В итоге смогли подойти к проблеме с разных сторон.
Наша работа для стенда Ростеха — выкрашенный в золотой цвет хребет коровы (символ поклонения деньгам и нефти), запаянный в пластик, напоминающий растаявший ледник, — показывает, в чем следующая цивилизация будет находить остатки нашей цивилизации. Раньше артефакты находили во льдах и камнях, а теперь их будут обнаруживать в пластике, железе и стекле — именно это останется после нас. В этой работе присутствует умирание — и это может отталкивать людей. Смерть пугает: нам кажется, что мы как вид будем жить вечно и что планета крутится для нас. У большинства очень утилитарное отношение к природе: мы относимся к ресурсам как к принадлежащим нам, в отпуске мы хотим видеть только красивые пейзажи, нам кажется, что проблемы вроде пластика в океане нас не касаются. Сартр писал, что «ад — это другие», а в современном мире ад — у других. Мы с этим не согласны: ад — это мы сами. Нам бы хотелось, чтобы после просмотра нашей работы люди задумались о том, что мы не одни на этой планете и нужно сохранить ее для следующих поколений.
Об искусстве из местных материалов
Илья Сибиряков, художник:
С детства я люблю гулять на природе, а в творчестве впервые обратился к экологической теме десять лет назад — тогда я решил строить из грунта. Я архитектор, и мне было интересно экспериментировать с формами и материалами. Первую постройку я сделал из земли — построил себе грунтовую мастерскую. Был уверен, что мастерская через месяц развалится, но она стоит до сих пор. И это визуально интересная штука.
У меня был хороший педагог по архитектуре: он здорово раскрыл тему повторного использования материалов вроде бумаги, пластика и дерева. Последние несколько лет я экспериментировал с условно «зелеными» технологиями. Мне интересно строить из местных материалов с минимальными затратами на обработку и логистику. Для стенда Ростеха я сделал три объекта. Самый большой — восьмиметровый пластиковый каркас в вязаной оболочке. Он выглядит как хайтек, при этом у него полностью ремесленное исполнение. Для меня важен этот баланс: у работы органическая форма, которая при этом выражает оптимальную работу конструкции. Сегодня многие инженеры-конструкторы идут именно к этому: архитектурные решения все чаще отражают устройство живой природы. И мне это нравится.