Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Только представьте: вы долго готовитесь к важной презентации, от которой зависит судьба вашей компании и ваша карьера. Выходите, начинаете говорить и видите склоненные к телефонам лица и зевки в зале. Вы понимаете, что вас не слушают, теряете драйв, начинаете сбиваться — и что делать? Как изменить ситуацию? Разбираем три основные ошибки в коммуникации и находим для них решения. 

«Капитан Очевидность» 

Пользователям соцсетей хорошо знакомы мемы с супергероем, который «помогает» человечеству, сообщая информацию столь же бесспорную, сколь бесполезную. Его часто именуют Кэп О.

Но пока соцсети смеются и троллят любителей штампов, ваша аудитория продолжает спать. Если вы хотите ее разбудить, убирайте из речи все банальные сообщения и прописные истины, затертые анекдоты, цитаты из фильмов, пословицы и поговорки вроде «сто раз отмерь, один отрежь», «кто не работает, тот не ест», «всему свое время». Полезные советы в духе «чтобы чувствовать себя хорошо, надо заниматься спортом» — тоже. Замените их провокационными, неожиданными ходы. «Хотите узнать, сколько пиццы нужно съесть, чтобы похудеть?» — оп, вы поймали внимание с помощью парадокса. Дальше можете предлагать аудитории бегать до пиццерии на скорость и пропагандировать ЗОЖ — она уже ваша. 

Если не готовы становиться королем парадоксов и отказываться от такой риторики совсем, то доведите очевидность до абсурда и посмейтесь над ней вместе со всеми. Однажды журналисты спросили тренера московского «Спартака» Валерия Карпина: «Где и как была выиграна эта игра?» На что он ответил: «Где? В Лужниках. Как? На поле. А где еще она могла быть выиграна? Только здесь». Если произносить эти слова пафосно и с умным видом — получится привет от Капитана О. Но стоит добавить самоиронии — и картинка меняется, а у ответа появляется двойное дно и подтекст.

«Капитан Отвлечение»

Спорю, что вы привыкли начинать свою речь как-то так: «Добрый день, уважаемые дамы и господа! Меня зовут Иван Петров, и сегодня наша тема…» Так начинаются 99 выступлений из 100. И эти слова уже давно не привлекают внимания, а, следовательно, убивают его. Вы думаете, что, представляясь, соблюдаете правила вежливости. Но на самом деле вы заставляете слушателей скучать, а это невежливо.

Особенность капитана «Отвлечение» в том, что он то и дело рефлексирует по поводу собственного выступления и комментирует происходящее. «Прежде, чем я начну, позвольте мне… (задать вам вопрос / рассказать историю / привести статистику / нужное подчеркнуть)». Вы уже на сцене, вам не нужно ничье разрешение! Просто идите в атаку на ту тему, которую выбрали. Забудьте о фразах вроде «тут надо объяснить подробнее», «небольшое лирическое отступление», «давайте я начну с самого начала» — все они отвлекают внимание аудитории.

Сразу начните с вопроса, неожиданной цифры или истории. И только потом представляйтесь и приветствуйте аудиторию. Расскажите не о том, что вы руководите фондом помощи малоимущим, а о том, как подросток Антон Иванов из многодетной семьи получил диплом МГУ. Расскажите, с чего все начиналось и чем закончилось. Пусть слушатели сопереживают герою вашей истории и видят в ней себя. Вот увидите, вас запомнят после такого вступления. И даже если пропустят имя, вы станете «тем, кто помог бедному подростку выйти в люди» — а именно это вам и нужно.

Фокусируйтесь на слушателях и на месседже — для этого обратитесь к ним напрямую. Например, с помощью фразы «только представьте», с которой я начал эту статью. Дайте слушателям возможность испытать эмоцию или загрузите их мозг созданием образов.

Спросите себя, каких слов будет достаточно, чтобы передать главное здесь и сейчас. Попробуйте уложить это «главное» в картинку и предложите рассмотреть ее слушателям. «Представьте, что вы уже живете в доме своей мечты, расставили вещи по своим местам и навели порядок на кухне. И тут сделку признают ничтожной, а вам предлагают выехать». Такое начало имеет больше шансов увлечь слушателя, чем обещание «сегодня я расскажу вам о схеме ничтожных сделок».

Говорите меньше, чем хочется, не растекайтесь мыслью по древу. И если все-таки отвлеклись, то возвращайте себя к теме риторическими вопросами: «Почему это важно именно сейчас?», «Как это относится к нашей теме?», «Как это работает на главную идею?»

«Капитан Обесценивание»

Вспомните этих типов, которые берут бокал с важным видом и начинают тост словами: «Я конечно, не оратор…» Чего они добиваются? Хотят занизить ожидания, а потом удивить всех своей речью? Но это избитый прием. Если есть чем удивлять, так выкладывай! Зачем обращать наше внимание на ваши плохие ораторские качества? Мы ведь теперь будем слушать и думать: «Таки не оратор».

В эту же копилку летят все заходы к аудитории «снизу»:

 — Я не отниму у вас много времени…
 — Я понимаю, что вы все устали…
 — Меня попросили выступить перед вами...

Кстати, похожим образом начал свое выступление Юрий Дудь на AmoConf перед 18-тысячной аудиторией: «Я не знаю, зачем меня сюда позвали. Мне сказали поговорить немножко про медиа». Но он быстро исправил положение, заговорив сразу о том, что важно для слушателей: «Каждый из вас заинтересован продать свой продукт лучше… И медиа могут помочь это сделать». Вот это уже интереснее. Никакого обесценивания темы и перекладывания ответственности.

Узнали ли вы свои фразы и свои неудачные выступления хотя бы в одном из этих примеров? Если да, то наверняка предложенные мной решения показались вам простыми, и вы внутренне задались вопросом: «Почему я сам до этого не додумался? Почему не отказался раньше от этих избитых фраз, я же их ненавижу?» На десерт у меня для вас хорошая новость: это значит, что вы неосознанно пользовались старыми заготовками для экономии времени. И теперь вы можете заменить их новыми, более эффективными.

Так что, с какой фразы вы начнете свое следующее важное выступление?

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: