Все новости
Редакционный материал

ZAPPA. Документальный фильм о вечной страсти музыканта

28 июля стартует показ документальной картины «Zappa». Фильм расскажет о жизни, карьере и взглядах музыканта Фрэнка Заппы, который за 52 года сделал, кажется, все, что может сделать человек. Множество архивных видео и интервью, рассказы знакомых, коллег и членов семьи — все это сливается в единое двухчасовое полотно, подробно описывающее потрясающую историю нонконформиста, сумевшего остаться собой в сложные времена
8 июля 2021 17:59
Фрэнк Заппа. 1977 год Фото: Jean-Luc/ Wikimedia

В последние годы упоминания Фрэнка Заппы свелись к минимуму. Среди легенд американской музыки второй половины XX века он немного теряется на фоне более крупных имен. Вероятно, это случилось из-за отсутствия хитов — точнее, наличия всего лишь одного большого хита «Valley girl». Однако известно, что Заппа вдохновлял такие группы как Black Sabbath, Alice Cooper и System of a Down, а Егор Летов считал американца сложным персонажем и пытался в нем разобраться.

Заппа действительно тяжело поддается описанию. За свою карьеру он сменил множество жанров — начиная от психоделического рока и джаз-фьюжна до оркестровой музыки. Фрэнк Заппа умел играть на гитаре, ударных, клавишных, однако без трудностей мог написать музыку для скрипки. В 1980-х он записал альбом совместно с Лондонским симфоническим оркестром — лучшие музыканты мира играли композиции, написанные самоучкой из Балтимора.

Документальная картина открывается кадрами последнего концерта Фрэнка Заппы. Как ни странно, он прошел в Чехословакии в 1991 году в честь выхода последних советских войск из страны. Старый, уже к тому моменту больной Заппа пытается играть привычную для себя музыку. И только после этих съемок начинается рассказ о жизни музыканта. Большую роль в повествовании играют архивные материалы, которые были накоплены самим Заппой. Музыкант по сути сам помог сделать фильм о себе. Он снял множество видеозаписей и фильмов, в которых открыто рассказывал о своей жизни. Большое количество интервью дополняют его откровения. Иногда может показаться, что Заппа сел возле микрофона и решил поделиться всей своей биографией — настолько цельно звучит история. В фильме задействовано множество людей, окружавших Фрэнка Заппу на протяжении его жизни. В их интервью герой картины раскрывается с разных сторон. Отец, муж, любовник, коллега, начальник — описывается каждая из его ипостасей.

Фрэнк Заппа родился в 1940 году, первый альбом выпустил в 1966-м, умер в 1993-м. Между этими событиями уместился еще 61 альбом, антицензурные выступления в американском Сенате, война с большими лейблами и создание собственного, сотрудничество с симфоническими оркестрами, два брака, режиссура фильмов. По его биографии можно проследить развивавшиеся параллельно события музыкальной индустрии и социальные процессы, причем не только в США. В 1940-х и 1950-х Заппа ищет себя и делает первые творческие шаги, в 1960-х противопоставляет себя движению хиппи, в 1970-х изучает музыкальный рынок, в 1980-х работает с оркестрами и становится политической фигурой. Каждая отдельная часть фильма знакомит зрителя с историческим контекстом, в центре которого постоянно оказывается музыкант.

Большую роль в повествовании играет идея о том, что музыканты постепенно теряют свободу. Если в начале фильма Заппа экспериментирует, пишет абсурдные тексты и ведет стандартную жизнь рок-н-рольщика, то к концу жизни вынужден превратиться в борца за свободу слова. Индустрия становится все более стерильной и боится опережать время — в отличии от 1960-х, когда в США музыка шла в ногу с социальными переменами. Картина также показывает влияние технического прогресса на творчество. Если в начале карьеры Заппа возится с музыкантами и инструментами, то к концу осваивает компьютерные программы для создания мелодий.

Кадры последних лет жизни Фрэнка Заппы — вероятно, самый интересный момент фильма. Мы видим умирающего от рака простаты музыканта, пытающегося закончить свои главные проекты. Работа с оркестром сопровождается медленным угасанием, которое показано в мельчайших деталях. Всего за несколько лет бодрый мужчина средних лет превращается в старика с бледным лицом и пустым взглядом. Запал исчезает, остается только медленное ожидание смерти. Музыкант признается, что у него бывают хорошие и плохие дни, но плохих больше.

Символично, что к моменту болезни Заппы индустрия уже находилась в предсмертном состоянии. Слово рок-н-ролл звучало все реже, на авансцену вышли металлисты, уже постепенно отдающие популярность гранж-группам. Впоследствии «альтернатива» в виде ню-металла, эмо-волны и поп-панка окончательно оборвет связь между современными музыкантами и рок-н-роллом. Кажется, в новые реалии Заппа уже совершенно не вписывался.

Пожалуй, единственное упущение фильма — недостаточная концентрация на музыке. Учитывая количество материала, а также хронометраж картины (чуть больше двух часов), иногда кажется, что речь идет все же об общественном деятеле, а не о важнейшем музыканте эпохи. Небольшие отрывки треков, регулярно разбивающие речь, не дают в полной мере понять масштаб музыкального гения. Иногда спикеры говорят о величии Заппы и сложности его задумок, после чего следует очередной отрывок из биографии. Возможно, режиссер изначально считал, что зритель должен быть знаком с творчеством Фрэнка Заппы.

Так кем же был Фрэнк Заппа? Явного ответа на этот вопрос в фильме не прозвучало. Для жены он — композитор, для коллег по цеху — политик и вдохновитель. Каждый знакомый музыканта отзывается о нем по-своему. В 1995 году его ввели в Зал славы рок-н-ролла, в 1997 ему присвоили «Грэмми» за вклад в музыкальную индустрию. Лишь после смерти он получил настоящее признание среди критиков. Спустя годы люди не вспоминают передозировки героином, выброшенные из окна телевизоры, съеденных на сцене летучих мышей — просто потому, что всего этого не было. Зато была музыка и борьба, которая осталась спрятана под ворохом классических легенд.

Больше текстов об обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
На Покровском бульваре открылось новое заведение — клуб «Клуб». Теперь пить настойки, закусывая бутербродами, можно не только стоя. Целых два зала со столами и весьма просторная веранда, уютно скрывшаяся от лишних глаз в кустах. В «Клубе» можно послушать презентацию нон-фикшн литературы, современных поэтов и, конечно, потанцевать. «Сноб» сходил на разведку и за дегустацией настоек расспросил владельцев про культуру рюмочных в столице
На какие темы стоит говорить с человеком, которого видишь впервые? А о чем лучше не спрашивать? Почему формат коротких разговоров «ни о чем» не прижился в России? В июле в издательстве «Бомбора» вышла книга «Искусство очаровывать незнакомцев» — ее написали бизнес-консультант, спикер TEDx Айнур Зиннатуллин и ученый, популяризатор лингвистики Татьяна Шахматова. «Сноб» публикует отрывок  
Сергей Николаевич
Его фильмы давно стали классикой отечественного кино. Его «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» не давал покоя нескольким поколениям российских кинематографистов. А в биографии его отразились все противоречия и сложности времени, в которое ему выпало жить и творить. О кино и личной судьбе Владимира Меньшова (1939–2021) размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич