Медленно, но верно. Как меняется поведение пользователей дейтинг-приложений
Сайты знакомств — одна из самых популярных тем для обсуждения в моей закрытой группе для женщин. И чаще всего вывод один: надо свыкнуться с мыслью, что придется перебрать огромное количество потенциальных партнеров, прежде чем попадется кто-то действительно достойный внимания.
Алгоритмы сайтов ранжируютнас по востребованности и показывают нам соответствующих кандидатов. Чтобы выиграть в этой кровавой конкурентной борьбе за свайпы вправо и свидания, участники прибегают к десяткам уловок.
Lovebombing (англ. «забрасывание бомбами любви») — знакомое многим женщинам поведение, когда тебя буквально с первых секунд накрывает ковровой бомбардировкой признаний и комплиментов, которых сложно ожидать от здравомыслящего человека, имеющего в жизни что-нибудь, кроме отчаянной попытки спариться.
Термин catfishing (англ. «ловля на блесну») пошел от названия известного телесериалаи означает все то, что по-русски и грубее мы называем «разводилово», а именно создание фиктивной персоны, присваивание себе отсутствующих заслуг, фотографии у припаркованного «Феррари», бахвальство и бравада, и все это — чтобы исчезнуть, как призрак, добившись от очарованной жертвы секса.
Одновременно с желанием выбрать лучшего среди претендентов возникает потребность обработать все пришедшие запросы — но по разным причинам сделать это не всегда получается, и некоторые кандидаты оказываются в «листе ожидания». В связи с этим появился термин breadcrumbing (англ. «хлебные крошки»), который означает регулярное проявление интереса, перемежающееся паузами в общении, намеки без последствий и обещания без исполнения. Потенциальному партнеру оставляют «дорожку из хлебных крошек», которая часто ведет на «скамейку запасных».
Benching (англ. «держать на скамейке запасных») — поддержание отношений из соображений «авось пригодится». Встречное явление обозначается термином paperclipping (англ. «скрепка») — по имени бота «Клиппи»: помните, в старых версиях Microsoft Word скрепочку-помощника, которая появляется в углу экрана и любит поболтать?
«Иногда я появляюсь без причин. Я травмированный, неуверенный и не особо в тебе заинтересован. Но я не хочу, чтобы ты меня забывала»
С несложившимися знакомствами приходится что-то делать. И здесь пользователи часто прибегают к гостингу (от англ. ghosting«раствориться, как призрак»). Это слово официально вошло в словарь английского языка Мирриам-Вебстер в 2017 году и означает «исчезновение без объяснений». Речь идет о ситуации, когда партнер пропадает навсегда, ничего не объясняя и не предупреждая, оставляя второго в агонии сначала тревоги, потом непонимания, потом отвержения. Несмотря на то что такое поведение всецело осуждается, оно достаточно распространено. «Что объяснять, если нечего объяснять?» — ответил один мой знакомый на мой вопрос: «Почему бы не сказать, чтобы человек не ждал и не мучился?» Психологи связываютсклонность к такому поведению с убеждением, что отношения — это «судьба» (неподходящее можно просто оставить и двигаться дальше в ожидании знака), подобные поступки также считаютодной из форм проявления так называемой избегающей привязанности — неспособности находиться в близких отношениях. В любом случае понятно, что человек в этой позиции ни на секунду не позаботился о том, каково его партнеру. Поэтому и «догонять» такого призрака нет смысла.
Английским словом haunting («преследование, посещение привидениями») называют появление обожателей, которые то бесследно пропадают, то появляются, чтобы оставить лайк под фото в соцсетях — и снова исчезнуть. Такие люди избегают прямого контакта, не хотят себя проявлять или общаться напрямую, однако у них есть острая потребность в том, чтобы быть замеченными. Для таких «восставших призраков» в словарях есть еще пара слов, чуть менее распространенных: submarining (англ. «подводная лодка») — пропавший партнер всплывает как ни в чем не бывало, будто бы и не исчезал, а просто вышел вынести мусор и случайно пропал на пару месяцев. И не требующий перевода zombieing — это когда ушедшие по-английски объявляются через полгода со словами: «Я понял/поняла, что все это время любил/любила только тебя!»
Пандемия и карантин подарили нам новые реалии. Ощущение катастрофы напомнило многим, что жизнь коротка, и породило явление apocalypsing—погружение в отношения, будто они последние в жизни. Вчера мы встретились за бокалом вина в зуме, а завтра уже планируем съезжаться, придумываем имена детям, мечтаем о том, где проведем отпуск, и всячески эмоционально мастурбируем, при этом не давая себе время по-настоящему узнать друг друга.
Еще один новый инструмент, появившийся на сайтах знакомств в последнее время, — wokefishing (англ. woke — движение за социальную справедливость и «ловить на крючок») — представление себя в профиле как продвинутого, секс-позитивного, интерсекционального, ЛГБТ поддерживающего феминиста-вегана. На самом деле это просто использование модной повестки для знакомств с социально активными девушками.
Накопившееся выгорание в бесчеловечной гонке на сайтах знакомств и пандемия, одновременно давшая возможность подумать о смысле жизни и остановившая возможность скоростного дейтинга, породили обратную тенденцию. Slowdating, или медленный дейтинг, — это как возвращение к природе: а не попробовать ли нам последнюю новинку — узнать друг друга не торопясь, не прыгая в постель на втором свидании.
Появившееся как вынужденный ответ на обстоятельства, явление медленных знакомств набирает обороты. 38% пользователей сайта знакомств Bumble заявили, что за пандемию пересмотрели взгляды на отношения и хотят чего-то более серьезного.
Медленные знакомства — не новая идея, но необычная для тех, кто привык к сайтам быстрых знакомств, рассказываетв интервью журналу Men’s Health доктор психологии Кейт Бэйлестрири: «Суть в том, чтобы знакомиться с меньшим количеством людей в один момент времени, дольше оставаться в контакте, уделять внимание им и, что еще важнее, себе, чтобы иметь возможность оценить качество этих отношений».
Меньше возможностей выбора и больше времени — вот формула медленных знакомств.
Ученые давно обнаружили такую вещь, как парадокс выбора: чем больше возможностей, тем менее мы удовлетворены. В своем выступлении на ТЕD «Искусство выбирать» психолог и экономист Шина Лиенгар рассказывает, что наш мозг начинает выгорать от избыточного выбора после шести вариантов. Другие исследованияпоказали, что мы можем максимально воспринять от пяти до девяти разных опций в единый момент времени до того, как переполнится наша краткосрочная память.
Возможность потратить больше времени и узнать друг друга получше дает шанс перейти от ничего не значащего обмена анкетными данными к разговорам о чувствах, мечтах, устремлениях, ожиданиях, а именно такое «самораскрытие» способствуетвыстраиванию близости. Даже флагман быстрых знакомств «Тиндер» отметил, что во время пандемии переписки в приложении стали длиннеена 10–30%. По данным match.com, количество людей, встречающихся в видеозвонках до того, как пойти на свидание, вырослоза 2020 год с 6% до 64%.
Эти две составляющие — ограничение выбора и увеличение времени общения — привели к успеху нового поколения приложений для медленных знакомств. Сайт Onceс помощью искусственного интеллекта подбираетвсего одного кандидата в день: у вас есть 24 часа, чтобы узнать друг друга и продолжить беседу, иначе мэтч сгорает. Набравшее 9 миллионов пользователей приложение недавно было продано за 18 миллионов долларов. Приложение Thursday, пока активное только в Лондоне и Нью-Йорке, соответствуя своему имени, работает лишь по четвергам и не позволяет получить более десяти мэтчей за раз, тем самым заставляя пользователей сосредоточиться на качестве, а не количестве, и быть в контакте, поскольку к вечеру вся переписка сгорает. Набрав 100 000 пользователей, авторы приложения поднялираунд финансирования в 3,5 миллиона долларов и начали предлагать живые встречи в формате закрытого клуба.
Приложение S’more позиционируетсебя как сайт «беседы для знакомства». Пользователь получает не более пяти мэтчей в день, а вместо фотографии профиль заполнен иконками, которые говорят о характере будущего знакомого. Фотография же открывается, если пользователи поддерживаю беседу, возможность которой тоже ограничена определенным временем.
Более того, все приложения медленных знакомств подчеркивают важность безопасности и требуют верификации личности для участия.
Три месяца назад я ушла с сайтов быстрых знакомств — видимо, меня догнала потребность переосмыслить, чего я жду от этих встреч, и усталость от гонки в колесе свайпа. И, судя по трендам, от исчезающих гостеров, фейковых профилей и бесполезного перекидывания пустым «привет как дела» устала не одна я. Возвращаться я планирую медленно. Вдумчиво. Со вкусом. Так что ищите меня на «медленных» сайтах.
Больше текстов об обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- За какими кандидатами интересно следить на выборах в Госдуму — версия политолога Аббаса Галлямова
- Год в СИЗО «Лефортово». Друзья и коллеги Ивана Сафронова — о его деле
- «Перед чебуреками все были равны». Как закрылась самая известная чебуречная в Москве