Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Жемчужина языка

В России мат де-юре запрещен — есть законодательство, ограничивающее использование нецензурной лексики в интернете, за мат в общественном месте можно получить административный штраф, а на работе — дисциплинарное взыскание. Несмотря на это, всем очевидно: в России матерятся. Причем многие, часто и с удовольствием.

По опросам ВЦИОМ, 60% населения используют нецензурную лексику в речи, из них 23% матерятся несколько раз в месяц, 19% — пару раз в неделю, а 18% — каждый день. Интересно, что любовь к нецензурной лексике не мешает бороться за чистоту языка. По крайней мере, о том, что такая борьба нужна, высказываются 68% жителей страны. Правда, что именно подразумевается под «чистым языком», в исследовании не сказано, поэтому вопрос о том, стоит ли признавать мат жемчужиной русского языка, все еще открыт. Важно заметить, что язык — не монолитная структура, а развитие речи — динамичный процесс, и отношение к лексике тоже меняется с годами. Так, согласно опросам того же ВЦИОМ, но десятилетней давности, люди стали материться немного меньше.

В мире ситуация не сильно отличается от российской: в 2016 году в среднем человек матерился 80 раз в день и вряд ли делает это значительно реже сегодня. Но, несмотря на популярность, социально одобряемым мат назвать сложно. Например, в корпоративных отношениях он неуместен, это подтверждают опросы: 81% руководителей считают, что использование мата ставит под вопрос профессионализм сотрудника.

Если говорить о роли мата в корпоративных отношениях, стоит понять, что это вообще и для чего используется людьми. Сегодня общепринятого определения нет, но большинство русскоязычных источников трактуют мат исключительно как средство оскорбления собеседника или выражения агрессии, то есть неконструктивную, негативно окрашенную лексику. Однако встречаются и другие мнения. Автор книги «Материться полезно» Эмма Бирн считает, что мат не столько средство оскорбления и уничижения, сколько язык эмоций, и именно поэтому так часто используется в ситуациях стресса и боли. Впрочем, как и с негативными эмоциями, их бурное выражение вряд ли достойно поощрения и точно неуместно в деловой среде.

Сила слова

Использование мата изучалось разными исследовательскими коллективами, которые приходили к любопытным, но иногда противоречивым результатам. Американские ученые даже провели эксперимент, в рамках которого просили людей погрузить руку в ледяную воду. Одной половине разрешили ругаться матом, другой — нет. Интересно, но ругающиеся смогли продержать руку в два раза дольше. Это натолкнуло на мысль, что мат в некоторых ситуациях стимулирует людей и, как подтвердили дальнейшие исследования, даже повышает продуктивность.

Впрочем, в этой же ситуации можно разглядеть другую сторону проблемы: мат не способствует конструктивному решению вопроса, а только лишь сглаживает негативные последствия. Причем речь идет не только о физических ощущениях. Некоторые исследователи считают, что мат помогает справиться с эмоциональными переживаниями и смягчает последствия сильного стресса — служит способом избавиться от негативных эмоций. Однако, как и в предыдущем случае, устранить причину проблемы это не помогает.

Еще одна предписываемая мату функция — помощь в социализации в горизонтальном коллективе. Якобы мат помогает сделать сторителлинг ярче, добавить в общение юмор. Новый человек, попав в коллектив, в котором мат используется как средство общения, может быстрее влиться благодаря нецензурной лексике. Но здесь логично задать вопрос о корпоративной культуре и общем культурном уровне коллектива, в котором мат является не выразительным средством, а неотъемлемой частью речи вроде слов-паразитов «ну» или «типа».

В отношении мата важно прочувствовать один важный нюанс. Иногда его действительно можно использовать как усиливающее выражение, своего рода художественный прием. В таком ключе уместно привести результаты исследования, согласно которым у людей, использующих мат, лучше развит эмоциональный интеллект и словарный запас — они в некотором смысле чувствуют подходящий для нецензурного слова момент. Однако это применимо по большей части для творческих людей: стендап-комиков, музыкантов и других артистов. В случае же деловой этики повсеместное использование мата может указывать на банальное отсутствие навыков межличностного общения, низкий уровень лидерских качеств и недостаточное общекультурное развитие, что в конечном счете препятствует выполнению рабочих обязанностей и карьерному росту.

Помой язык с мылом

Говоря о нецензурной лексике, важно понимать, что особенности восприятия мата и реакция на него зависят в первую очередь от субъективных установок и личного опыта. Для некоторых людей общение с использованием нецензурных выражений — это норма, для других — оскорбление, даже если выражение не адресовано конкретному человеку. Другой регулятор — это моральные ценности, в рамках которых, как правило, считается, что мат недопустим в обществе, да и не только — даже в мыслях, если речь идет о религии. 

Вообще, в небольших группах, будь то компания-стартап или просто сообщество по интересам, использование мата регулируется степенью близости и этическими границами каждого из членов. Условно говоря, люди могут использовать нецензурную лексику, но в общении с конкретным человеком сдерживают себя, зная о его отношении к мату.

В крупных организациях невозможно зафиксировать в документе предпочтения каждого сотрудника, поэтому речь меняется от неформальной (которая сохраняется на горизонтальных уровнях) до официально-деловой в вертикальной коммуникации. В таких случаях считается недопустимым использовать мат в общении с руководителями, коллегами или клиентами — это нарушает субординацию.

Также употребление нецензурных выражений может восприниматься как акт агрессии и провоцировать конфликты. Такое поведение вызывает потребность защищать свои действия, в том числе путем ответной агрессии, что в итоге выливается в серьезные разногласия и снижает продуктивность работы.

Еще одно негативное последствие — разобщенность. Если внутри маленькой команды в отдельных моментах матерная шутка может быть приемлемой, то в коммуникации между отделами или деловой переписке табуированные слова будут смотреться неуместно и оскорбительно. 

В нашей компании мат недопустим в публичном общении — это строго регулируется внутренними документами, которые подписывает каждый сотрудник при приеме на работу. Мы считаем, что мат в большинстве случаев — просто речевой мусор, использование которого создает негативный образ компании, поэтому мы боремся с ним, развивая культуру уважительного общения. 

Уроки русского

Существует множество механик по борьбе с ненормативной лексикой, часть из них представляет собой дисциплинарные взыскания — штрафы, замечания, а другая — игровые механики. Например, это может быть шуточная копилка, в которую сотрудники бросают символическую сумму за каждое слово. Из этой суммы в офис покупают сладости, чай или канцтовары.

Один из самых эффективных способов — это формировать такую культуру, в которой не принято материться. Ведь новый сотрудник будет использовать мат только в том случае, если поймет, что это допустимо.

Многие крупные компании практикуют создание политики в отношении обсценной лексики, которая включает в себя не только запреты, но и механизмы борьбы. Например, способ защиты прав сотрудников в том числе от оскорблений без страха попасть под буллинг коллег. Политика должна предусматривать тренинги о нормах общения и недопустимости оскорблений, а менеджеры должны подавать пример и общаться предельно вежливо. 

Очень важно понимать, что даже без мата речь может оскорблять. Для этого вопрос должен ставиться шире — об оскорблениях в целом. Особенно важно подчеркнуть недопустимость дискриминации по признакам возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания и так далее. Оскорбительные выражения, направленные на конкретного человека, команду или на неопределенный круг лиц, также может создавать дискомфортные условия в коллективе, поэтому мы признаем их недопустимыми для использования в деловом общении. 

Кроме культуры общения, продуктивности и здорового климата в коллективе, мат и оскорбления могут стать причиной судебных конфликтов и серьезного репутационного ущерба. При этом важно наблюдать за изменением в общественных нормах: это гибкий механизм, и некоторые устоявшиеся лексические формы могут стать оскорбительными. Так, например, возникла дискуссия о необходимости использовать в речи феминитивы, которая на данный момент так и не получила окончательного разрешения, но игнорировать ее уже нельзя. Возможно, мат в будущем станет совершенно неприемлемым для делового общения, оставшись «прерогативой» маргинальных слоев населения.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь