Полжизни в одной компании. История Саши Шкурко — главы отдела технологий продуктовых систем «Тинькофф»
Нафантазировала в резюме и получила первую работу
С детства я мечтала работать в банке. Ходила с бабушкой в сберкассу и восхищалась атмосферой: важные люди, бумаги. В школе моим любимым предметом была математика, и я очень хотела пойти в банковское училище, но мама была против. Она считала, что туда поступают одни троечники, а мне нужно учиться в вузе. Я прислушалась к ней и выучилась на преподавателя физики и английского, но совсем не собиралась работать учителем.
Что делать дальше и куда пойти работать? Я ужасно стеснительный человек и всегда всего боялась, в том числе собеседований. Сестра меня подбодрила. «Пойди, поработай годик секретарем, а там видно будет», — сказала она и составила мне резюме, в котором наврала с три короба. Мол, я уже работала секретарем и печатаю по 300 знаков в минуту. Из всего написанного правдой был лишь один факт — я знала английский.
Первое в жизни собеседование прошло в юридической компании и было провальным. Там очень строго проверяли устный английский, письменный перевод, скорость печати, а я вообще двумя пальцами набирала по клавиатуре! Это был такой стресс, что я шла домой и ревела. Говорила, что в жизни больше никуда не пойду — так опозорилась.
Но на следующий день мне позвонили из «Тинькофф», тогда ещё пивоваренной компании. Сказали, что меня им посоветовали соседи по офису, та самая юридическая фирма. Я переживала из-за нового собеседования, вдруг оно будет таким же — я бы не выдержала еще одного провала.
Взяв себя в руки, я решила попробовать вновь. Меня встретили два директора лет тридцати. Они говорили со мной по-дружески и даже спросили, какое пиво я пью. Так мне понравилось с ними общаться, что на следующий день, когда они перезвонили и предложили работу, у меня и мыслей не было отказаться.
Я стала помощницей Олега Тинькова. Это был 2002 год. Тогда я поняла, что зря боялась идти на собеседование — не нужно заранее настраивать себя на плохой исход, ведь работодатели бывают разные.
Думала, проработаю год, а осталась на восемь лет
Я сразу сказала себе, что в компании проработаю максимум год. Казалось, этого хватит, чтобы найти себя. Но потом познакомилась с харизматичным начальником, очень сплоченным коллективом и поняла — года будет мало.
Бизнес стремительно рос, открывались новые рестораны. Из-за постоянных изменений мне нужно было выстраивать рабочие процессы с нуля, но опыта не было. Я быстро и много училась, старалась не подвести команду ни в чем. Например, большая часть работы была связана с перелетами и командировками. А я в то время даже не знала, как выглядит аэропорт! И интернета тогда толком не было, поэтому все время была на телефоне.
Работа ассистента была одновременно тяжелой и интересной. Каждый день я преодолевала себя и в то же время чувствовала невероятный азарт. Я была на связи 24/7. В этот круговорот событий меня затянуло на восемь лет.
Да, я получила крутой опыт, была все время на драйве, но спустя годы начала уставать — все же по натуре я человек спокойный. Мне бы сидеть, считать, настраивать что-то. Опять вернулась к мысли, что хочу найти что-то свое. В этот период Олег объявил, что создает онлайн-банк. Это был подарок судьбы — моя мечта, мой шанс!
Самое тяжелое решение в жизни
В том же году я поступила в банковский институт и намекнула начальнику, что очень хочу работать в банке. Но он отказался брать меня на новую должность: сказал, чтобы сначала доучилась.
Так я продолжала работать ассистентом и училась, а в это время собирался первый коллектив банка. Приходили молодые ребята, работали, суетились. Казалось, чудики какие-то. Но потом я увидела первые плоды их работы — как зарождался банк — и это было очень круто! Мое желание работать с ними только усилилось. А те самые ребята — сегодняшние топ-менеджеры «Тинькофф».
Окончив институт в 2010 году, я ушла с должности ассистента. И это было самое тяжелое решение в моей жизни. Я человек преданный, и мне казалось, что если уйду, то подведу всех, кто на меня рассчитывал. Но я поняла, что незаменимых людей нет. На мое место найдут человека, а мне пора двигаться дальше — работать там, где всегда мечтала.
Я очень хотела в финансовый сектор, но в «Тинькофф» не было вакансий. Тогда моя подруга из отдела процессинга показала, чем занимаются в их подразделении, и я подумала — почему бы и нет. Вдруг мне понравится, я ведь еще ничего не пробовала. Меня приняли на работу в департамент платежных систем «Тинькофф».
На стартовой должности работа казалась простой — весь день занимаешься расчетами, обрабатываешь платежи, ничего морально не давит. Но круг ежедневного общения сузился в разы.
Раньше на должности помощника я все время была в центре событий и знала о глобальных целях компании, а теперь стала частью большой команды и понятия не имела, какие процессы происходят на уровне руководства. Будто стала крупицей в большом мире. Появилось столько начальников — отдела, управления, департамента. Мне было тяжело это принять, потому что раньше у меня был только один руководитель. Спасала магия цифр — сверки, дебет, кредит.
Я понимала, что нахожусь на своем месте, люблю то, что делаю, и хочу изучить работу всех направлений своего отдела. Регулярно приходила к начальству со словами: «Давайте мне что-то новое, хочу больше». Мне никогда не отказывали: в «Тинькофф» такая политика, что можно пообщаться с любым руководителем и задать ему вопрос, если что-то непонятно. А еще можно попросить новые задачи, и тебе дадут попробовать.
Так постепенно я стала ведущим специалистом, а потом и главным.
Не могла же я сказать: «Извините, не готова»
В 2015 году произошел переломный момент: две начальницы отделов одновременно ушли в декрет, и я осталась одна за них двоих. На меня навалилась большая ответственность — надо было делать много новой работы, обучать новых сотрудников, учиться самой, но не могла же я сказать: «Извините, я не готова». Через некоторое время я стала руководителем отдела технологий продуктовых систем, и теперь нужно было прорабатывать счетовые схемы, писать бухгалтерские модели для новых продуктов с нуля, чего раньше я никогда не делала.
У банка самые разные продукты. Каждый банковский продукт — кредитки, расчетные и брокерские счета, кредиты наличными, продукты для малого и среднего бизнеса и так далее — начинается с бизнес-идеи, далее прорабатываются архитектура процесса, взаимодействие систем, счетовая схема. Счетовая схема продукта — это то, как каждая транзакция раскладывается на составляющие в процессинговой и в учетной системах банка. Моя команда участвует в этом процессе с точки зрения системного анализа и технологической поддержки. Ошибки в настройках продукта могут привести к недовольству клиентов и навредить банку.
Первую счетовую схему с нуля я сделала для расчетно-кассового обслуживания юрлиц. До 2015 года такой услуги в банке не было. Объем работы был огромный — пришлось работать в условиях стресса и в жестких временных рамках. Хоть и было тяжело, но я справилась, обслуживание юрлиц до сих пор работает исправно.
Мы с командой создали и настроили всю текущую линейку продуктов «Тинькофф». Сейчас я ловлю кайф от того, что ищу новые решения — это как собирать кубик Рубика! Можно сказать, что работаю даже не в банке, а в IT-компании с банковской лицензией.
Когда ко мне приходят с предложениями новых продуктов, я никогда не говорю: «Ой, нет, это долго и сложно», мой ответ — «Давайте придумаем». Считаю, что в компании не должно быть подхода «я — начальник, ты — дурак». Все должны быть на одном уровне — делиться опытом, помогать друг другу, не бояться говорить о своих идеях.
У нас в компании именно такая атмосфера. Специалист любого уровня может предложить идею, и ее обсудят. Если предложение не очень удачное, то это объяснят на фактах и цифрах, без указания на иерархию. В самом процессе работы над проектами нет никакого формализма и долгих согласований — все решается быстро и коллегиально.
Важно не относиться к компании потребительски
Я стала вдвое старше, пока работала в одной компании. Но это так круто звучит — полжизни в «Тинькофф». Восемь лет — ассистентом Олега Тинькова, 11 — в банке. Я даже стала носителем знаний для коллег. Я уж не знаю, откуда многие в компании меня знают, но я часто получаю сообщения: «Привет, я такой-то, посоветовали обратиться к тебе. А как вот это работает?» Я как справочное бюро. Иногда времени совсем нет, но я всегда стараюсь помочь и чувствую, что приношу пользу.
Я продолжаю работать в области настройки наших продуктов и развиваю менеджерские навыки, чтобы работа моей команды стала еще лучше. Но признаюсь: и у меня бывают моменты на грани. Баланс между работой и личным временем нарушается, и случается что-то похожее на эмоциональное выгорание.
В такие моменты я одергиваю себя и уделяю больше времени отдыху: с мужем, сыном, своей большой семьей. Мы смотрим детективные и юмористические сериалы, выбираемся в путешествия на выходные. Еще я большой фанат футбола. Расслабиться помогают настольный теннис, аэростретчинг и интеллектуальные игры — вместе с коллегами у нас своя команда в «60 секунд», барном аналоге «Что? Где? Когда?».
Важно любить свою компанию и не относиться к ней потребительски. Тогда не будет желания все бросить. Есть такой тренд сейчас: люди думают только, как себя подороже продать. Деньги само собой, без них нельзя, но если ты просто живешь от зарплаты до зарплаты и готов уйти на новую работу, потому что на старой в столовой кормят не по твоему вкусу, это тревожный признак. У меня такая позиция: мы же не меняем жен и мужей, чтобы узнать, как там у других, поэтому и бросить компанию, где работают суперпрофессионалы и единомышленники, мыслей не возникает.
Алена Владимирская, карьерный консультант:
Один из удачных стартов для карьеры — стать личным бизнес-ассистентом. Ты работаешь рядом с лицом, принимающим решения, и очень быстро начинаешь понимать в компании все основные движения и потоки бизнеса, которые не видят большинство сотрудников. Работать рядом с одним и тем же человеком сродни мини-семье, особенно если ассистенты задерживаются в должности на 10–20 лет — таким сотрудникам больше доверяют.
После опыта ассистента легко сменить вектор деятельности — человек развивается разнонаправленно и понимает работу всех структур. Со временем, возможно, найдется коллега, который готов взять вас к себе на работу даже без профильного образования.
Чтобы расти вверх по карьерной лестнице, нужно выбирать то дело, что вас драйвит. Нам удается та работа, которая нам нравится, а нравится нам то, что получается. Не стоит тянуться только за брендом, даже если перед вами крупная известная компания с перспективой карьерного роста.
Нет такой работы, которая радует каждый день 24 часа в сутки: мы все устаем, у всех бывают неудачные проекты. Даже в самой творческой работе есть доля текучки и рутины. Но если вы попали к хорошему руководителю и делаете дело, которое нравится, то все плохое минимизируется. Обратите внимание на своего непосредственного руководителя — насколько он сильный, насколько он «растит» людей, сколько проектов он ведет. А под проекты чаще ищут «своих» людей.
Стать частью большой и эффективной команды легко — в «Тинькофф» открыты десятки вакансий не только для специалистов с опытом, но и для новичков. Компания ждет на работу веб-дизайнеров, аналитиков, разработчиков, бухгалтеров, юристов, маркетологов, управленцев. Без опыта можно начать карьеру в сфере продаж и консультирования. Полный список вакансий — по ссылке.