Технологии для города: как они меняют жизнь людей
Технологичность и комфорт: непрямая взаимосвязь
Словосочетание «умный город» давно стало общим местом в дискурсе городских планировщиков и урбанистов. Каждый вкладывает в это выражение свой смысл. На мой взгляд, «умным» можно назвать любой город, в котором жители пользуются интернетом и смартфонами, так как основная часть цифровых технологий, делающих жизнь современного горожанина комфортнее, функционирует на базе приложений. Мы используем приложения, чтобы вызвать такси, записаться к врачу, забронировать столик в ресторане или найти машину для каршеринга. Часто умные города изображаются со множеством датчиков, камер, многофункциональными светофорами — технологиями, которые можно увидеть и потрогать. Однако они не обязательно выглядят так — значительная часть цифровой инфраструктуры может оставаться незаметной для пользователя.
Сами по себе технологии не имеют большой ценности — важно то, насколько они помогают горожанам чувствовать себя комфортнее.
Если изучить рейтинг наиболее комфортных для жизни городов, то можно заметить, что, например, Копенгаген, Вена, Ванкувер ежегодно входят в топ, однако это далеко не самые цифровизированные города. Составители рейтингов обычно подходят к оценке комплексно — оценивают, насколько благоприятна в городе окружающая среда, развито здравоохранение, образование и инфраструктура для горожан. Поэтому между тем, насколько развиты технологии, и тем, насколько город комфортен для жизни, прямой взаимосвязи нет.
Тем не менее, конечно, технологии важны — они могут существенно расширить возможности горожан, если применяются профессионально и учитывают локальные особенности и запросы жителей.
Кто делает города «умнее»
Чтобы в результате применения тех или иных технологий города становились комфортнее, важно проводить исследования и, главное, опрашивать пользователей — горожан. Жители не всегда могут рассказать, чего конкретно они хотят. Однако часто они могут сформулировать общий запрос, с которым можно работать. С такими запросами давно и успешно работает бизнес. Возьмем, например, электросамокаты, которые совсем недавно появились в городах России, но уже стали привычным явлением для жителей, а также предметом общественных дебатов. Разумеется, до их появления жители не формулировали конкретный запрос на появление электросамокатов. Однако им нужна была альтернатива автобусам и метро. Компании попробовали удовлетворить эту потребность с помощью электросамокатов — и попали в точку.
Российские реалии
Помимо сервисов городской мобильности, в российских городах развиваются цифровые госуслуги, благодаря которым записаться к врачу, в ГИБДД и остальные государственные учреждения сегодня можно онлайн. В России, где жители привыкли к очередям при оформлении документов, это действительно воспринимается как прорыв.
Москва задает высокую планку цифровизации, но есть сферы, где технологии приживаются очень медленно. Например, цифровые проекты в таких сферах, как ЖКХ или экология, пока развиваются довольно медленно. Также в области АЕС (architecture, engineering, construction) инновации адаптируются в основном в процессы проектирования, а в самом строительстве цифровые технологии до сих пор развиты очень слабо. И это я не говорю об экономической стороне вопроса.
Сегодня в российских городах мы в нашей компании привлекаем жителей к разработке проектов городского развития с помощью цифровой платформы. Так, мы организовали онлайн-голосование в Саратове, где жители выбирали, какими они бы хотели видеть территории в центре города. В рамках другого проекта мы собирали запросы студентов на тему того, что должно быть в студенческих кампусах в семи крупных городах — Санкт-Петербурге, Перми, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Томске и Тюмени.
Помимо собственных разработок, мы используем и другие инструменты анализа для благоустройства городов в регионах. С помощью моделей компьютерного зрения наши специалисты анализировали популярные общественные пространства. Используя анализ спутниковых снимков и компьютерное зрение, мы определяли расположение пешеходных переходов, набережных и других объектов для построения карт пространственной связанности городов. Это помогло разработать туристические маршруты для мастер-планов Кисловодска и Сахалина.
Должны, но не готовы
Недавно российские города получили дополнительный стимул внедрять цифровые технологии: в декабре прошлого года Минстрой утвердил концепцию проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город».
Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». В него включены мероприятия по городскому управлению, умному ЖКХ, транспортной инфраструктуре, инфраструктуре систем связи и так далее. Также там прописаны приоритетные направления и установлены сроки для реализации проектов.
Однако стремление к цифровизации нередко разбивается о городские бюджеты. К примеру, есть компании, которые готовы установить датчики автоматического освещения в городе бесплатно, но при этом операционные расходы за электричество, содержание датчиков и светильников придется внести в бюджет города, который не готов брать на себя обслуживание дорогостоящего оборудования. Небольшие города попадают в непростую ситуацию: мотивация есть, а ресурсов на воплощение проектов в жизнь не хватает.
Искусственный интеллект
Среди различных цифровых технологий, которые используются в проектах городского развития, следует обратить внимание на искусственный интеллект. В отличие от других сфер, например FinTech или медицины, ИИ в сфере городского развития только набирает обороты.
Качество и полнота данных о городах оставляют желать лучшего, их сложно собирать, часто они никак не структурированы. В то же время данные, которые можно закупить у бизнеса, стоят миллионы рублей. Однако обработка таких данных открывает большие возможности для городов.
Например, в КБ «Стрелка» мы используем компьютерную лингвистику для работы с запросами горожан. Начиная проект в том или ином городе, мы анализируем соцсети, чтобы понять особенности территории: как местные жители проводят досуг, какие у них предпочтения в еде, транспорте, чего в городе не хватает, а чего в избытке, с какой эмоциональной окраской люди об этом говорят, какие идеи, места, компании, организации обсуждают. Так складывается общая картинка о городе, исходя из которой мы понимаем, какие проекты будут уместны, а какие — не очень.
Другой метод — сбор обратной связи от горожан. Мы проводим исследования для решения конкретной задачи с помощью сбора идей и предложений в формате опросников или, например, краудсорсингов. Сейчас мы научились собирать данные о шумовом загрязнении города через чат-бот. Каждый житель города может помочь создать карту шумового загрязнения, отправляя сведения о районе, где он находится, благодаря чему отпадает необходимость использовать сторонние датчики.
С компьютерной лингвистикой мы работаем на разных языках и в разных масштабах. В 2018 году мы проанализировали около 40 российских городов, чтобы понять, в чем недостатки современных общественных пространств, разработали чат-бота для жителей Еревана на армянском языке, который отправлял анекдоты и истории про популярные сцены из фильмов, снятые в городе, что мотивировало людей продолжать общение. Также мы разрабатывали платформы для проектов на Ближнем Востоке на арабском, французском и английском языках.
Недавно мы создали индекс туристической привлекательности для всех регионов России. Для этого проанализировали 6,5 миллиона сообщений в соцсетях, так или иначе связанных с туристической привлекательностью российских регионов, изучили популярные места и мероприятия. У нас получились интересные результаты: регионы, в которых есть особая региональная идентичность, выбиваются в лидеры по туристической привлекательности, несмотря на то что часто там проблемы с инфраструктурой. Благодаря результатам исследования, каждый регион может увидеть свои сильные стороны и зоны роста, развитие которых поможет привлечь больше туристов и поддержать экономику региона за счет развития туризма.
Скептицизма не миновать
Практически ко всем решениям, которые внедряются с помощью цифровых технологий, люди привыкают очень быстро — бывает, что за несколько месяцев технология становится настолько привычной, как будто существовала всегда. Причем сначала жители часто относятся к той или иной идее скептически, но потом оказывается, что без нее уже в городе жить не хочется. Сейчас, например, «Яндекс» активно тестирует беспилотное такси — посмотрим, как на это будут реагировать горожане.
Развитие технологий не является благом априори. Характерно, что уже сегодня мы можем наблюдать жаркие дебаты об электросамокатах или работе курьеров в службах доставки. Эти вопросы выходят за пределы сугубо технических. Как и любые изменения в городской среде, цифровизация оказывает комплексный эффект на будущее города. В технологиях кристаллизуется современная система социальных отношений — поведенческие паттерны, социально-экономические и политические проблемы. Поэтому, несмотря на развитие технологий, круг вопросов, который заботит современных городских планировщиков и урбанистов, остается прежним — горожанам нужно договариваться, как жить вместе так, чтобы всем было комфортно. Мы по-прежнему имеем дело с правом на город (это понятие впервые использовал Анри Лефевр более 50 лет назад). Просто теперь реализовать, защитить и расширить свои права горожане могут с использованием новых цифровых технологий.