Авторка желает заявить: оставьте феминитивы в покое
Две недели назад «Сноб» опубликовал новость о том, что россиянка Екатерина Селенкина получила приз Венецианского кинофестиваля как лучшая «режиссерка до 40 лет». В заголовке новостная редакторка использовала феминитив. В соцсети новость вынесли в субботу в десять вечера, и только за выходные пост набрал 1500 комментариев (сейчас их больше 1700 и появляются новые; из-за содержащейся в них ненормативной лексики мы не даем ссылку). Все они посвящены не победе соотечественницы на международном фестивале, а тому самому, ненавистному — «режиссерка».
В комментариях и уничижительное «Предлагаю для режиссерок и актерок проводить специальные отдельные фестивальки» (928 лайков), и высмеивающее «Это наверное хороший и смелый женщин, если он снял такой серьезный фильм» (236 лайков), и мизогинное со стороны самих женщин «"Режиссерка", это унизительно, потому что акцентируется внимание прежде всего на половой принадлежности...» (566 лайков), «Режиссер. Профессионал не нуждается в уточнении гендера. От меня лично можно за "режиссерка" получить кулаком в лоб сразу» (219 лайков). Наконец, есть комментарии, открыто транслирующие насилие: «Да чтоб разорвало авторку текста за режиссерку» (13 лайков) и национализм: «Автор Фатима Алиева совсем не владеет русским языком; запишите ее срочно на курсы РКИ для иностранцев» (34 лайка).
По сути, комментарии под постом — лакмусовая бумажка российского общества с его национализмом, одобрением насилия, ненавистью к феминизму и страхом многих женщин быть хоть как-то причастными к этому самому феминизму и «нововведениям» феминисток, приравнивание к которым продолжает восприниматься как личное оскорбление.
Дискуссия о феминитивах ведется в российском обществе уже несколько лет. В какой-то момент их стали использовать в соцсетях и своих выступлениях фемактивистки как инструмент борьбы с дискриминацией женщин. И у россиян бомбануло. Столь ожесточенных споров и яростных борцов за чистоту русского языка российский интернет не видел никогда. Да, тот самый российский интернет, полный англицизмов, ошибок, бугагашенек и прочего коверкания русских слов. Однако встрепенулись все именно из-за феминитивов.
При этом феминитивы не новы. Думается мне, что борцы за великий и могучий могут и сами открыть, к примеру, рассказы Куприна и сильно удивиться (зачеркнуто) убедиться в этом. Многие лингвисты тоже сходятся во мнении, что феминитивы существуют довольно давно, а то, что каких-то слов нет в словарях, не значит, что их использование — ошибка и насилие над языком: он постоянно меняется, и это совершенно естественное явление.
При этом в России есть ряд феминитивов, прочно закрепившихся в языке, которые ни у кого не вызывают возражений: медсестра, няня, актриса, балерина — все они связаны с одобряемыми «женскими» ролями и творческими профессиями, где, по мнению большинства, женщине место. Пограничными здесь выступают «художница» и «поэтесса», но как только речь заходит о более «серьезных» специальностях, компромисса нет. Никаких «режиссерок» и «авторок» быть не может. Сегодня женщина хоть и может работать кем угодно (ну, кроме списка из 100 запрещенных профессий, который до 1 января 2021 года насчитывал 456 позиций), но пусть будет добра говорить о себе в «серьезном» мужском роде. И хотя напрямую использовать феминитивы никто не запрещает, негативная реакция общества на них — для многих весомый аргумент, чтобы этого не делать.
Однако использование феминитивов — это не борьба с русским языком, а выражение своей позиции. Публично самоопределяя себя как феминистку или же авторку, режиссерку, инженерку в профессиональной сфере, женщина бросает вызов патриархальному обществу. И это общество начинает защищать себя и свои устои. И делает это грязно. В ход идут самые унизительные стереотипы о женщинах, оскорбления, угрозы, язвительные шутки (ведь что сделалось смешным, не может быть опасным). И конечно, обесценивание. Как женщин вообще, так и феминисток в частности. Потому что дискурс в стиле «Вот в Афганистане (или Индии) женщин убивают, где все эти феминистки?! Только и могут что за свои феминитивы бороться» — это самое настоящее обесценивание фемактивизма.
Что касается женщин и их непринятия феминитивов, то здесь ситуация напрямую связана со страхом вступить в конфронтацию с традиционными установками, что практически равно перестать быть одобряемой (и удобной) в обществе.
Думаю, будет уместно рассказать о своем опыте. Несмотря на то что я считаю себя феминисткой много лет (о чем открыто начала говорить тоже не сразу, боясь того самого общественного осуждения), использовать феминитивы я стала только год назад. До того я объясняла себе, что они режут слух, коверкают язык, что бороться нужно с реальными проблемами, а позиционирование в языке второстепенно — классика любого критика феминитивов. Долгое время я звонила экспертам и представлялась журналистом или корреспондентом. Потому что произнесенный в конце суффикс «ка» молниеносно превращал меня в легкомысленную «девочку на побегушках», а не в серьезную журналистку, какой так хотелось быть. Так продолжалось довольно долго, пока однажды я не поняла, что сама поддерживаю мизогинное отношение к женщинам, преуменьшаю их (и свою) значимость не только в профессиях, но и в обществе в целом.
Суффиксы «к», «есс» или «ин» — это не только о принятии себя и о гордости быть именно специалисткой в какой-то сфере, но и о борьбе с обесцениванием женщин и их второстепенной ролью в обществе. А именно из такого отношения рождаются куда более серьезные проблемы вроде того же насилия, харассмента и ущемления прав женщин в целом.
Можно понять и женщин, которым это «ка» режет слух. Пока большинству действительно проще играть по правилам патриархата и называться весомым словом «автор», «журналист», «режиссер», а не навлекать на себя гнев общества, которое заметит только ненавистный суффикс, а не твои победы и успехи. Но если мы сами не начнем это менять, отношение к нам — женщинам — так и останется как ко «второму полу».
Феминитивы нескоро приживутся в русском языке. Но, будьте уверены, приживутся однозначно. Язык меняется вместе с обществом, и эти изменения даже в нашей традиционалистской стране неизбежны. Россияне могут не любить феминитивы, могут страдать от того, что они режут их нежный слух — жителей страны, где «Пушкин — наше все», могут до последнего не использовать их в своей речи, тем самым тормозя вполне естественные языковые изменения. А могут перестать скрипеть скрепами и стать частью перемен в обществе, столь необходимых для достижения равноправия, борьбы с дискриминацией и в принципе для уважения прав каждого человека.
Право выбора есть у всех. В конце концов, это и есть основа свободного общества, или, говоря иначе (для любителей литературы), «каждый выбирает для себя». Главное, чтобы этот выбор не унижал другого человека, а дискуссия оставалась дискуссией, а не потоком бездоказательных оскорбительных комментариев, призывающих к насилию и обесцениванию.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь