Фото: Joshua Hoehne/ Unsplash
Фото: Joshua Hoehne/ Unsplash

Если посмотреть на современное образование с самой верхней точки, то можно увидеть два больших материка: классическое фундаментальное образование и так называемое новое образование, которое развивается в формате edtech. Приходится констатировать, что сегодня российское фундаментальное образование находится не в лучшей форме. Советская школа в свое время была мировым лидером, могла задавать стандарт качества и менять дискурс. В текущем состоянии наше общее образование безнадежно отстает от того, что есть на Западе и в Китае. И не видно, за счет чего этот разрыв можно было бы сократить. 

С другой стороны, в области нового образования мы находимся на значительно более выгодных позициях. Пусть российские edtech-компании по совокупной стоимости могут уступать одной лишь Coursera, но по качеству реализации это совершенно другой уровень. Они технологичнее, они более продуманные с точки зрения продукта и его подачи потребителю. И есть все основания полагать, что в ближайшем будущем мы увидим глобальных edtech-игроков, которые созданы предпринимателями с российскими корнями. Так же, как это сейчас происходит в финтехе, достаточно посмотреть на те же Revolut и RobinHood. Основатели Megacampus надеются стать одним из таких игроков, в том числе за счет силы коммьюнити.

Университетские сообщества там и тут

Помните «Социальную сеть» — фильм про историю создания Facebook Марком Цукербергом? Марк почти бредил вступлением в один из элитных клубов Гарварда, но это ему так и не удалось. Если верить сюжету фильма, то отсутствие желанного статуса лишь дополнительно мотивировало главного героя на развитие социальной сети для студентов — самого крутого клуба, в котором он сам был бы основателем и директором. Что из этого получилось, мы все знаем, а как и почему объединяются студенты на Западе — не очень. 

Вокруг клубов Лиги плюща ходит много легенд вроде той, что отдельные тайные сообщества веками объединяют многих президентов и других влиятельных людей США. Но есть и факты. Во-первых, во многих элитных вузах открыто, без всяких тайн, формируются и поддерживаются сообщества студентов, часто в формате братств и сестринств, каждое со своими правилами и регламентом. Принцип сплочения может быть самый разный: кто-то объединяется ради тусовок, кто-то по профессиональным интересам вокруг учебы, кто-то по принадлежности к социальной группе. 

Во-вторых, топовые американские вузы активно поддерживают спортивные активности студентов (привет братьям Уинклвосс, героям фильма и настоящим). Гарвард, Стэнфорд и другие знаменитые университеты проводят соревнования и воспитывают в том числе будущих звезд, выделяя гранты на обучение для самых выдающихся атлетов. Разумеется, у спортсменов есть свои «тусовки».

И в первом, и во втором случае важно то, что поддерживается именно культура создания и поддержания сообществ. Молодые люди привыкают общаться, помогать своим «братьям» во время учебы и после. В будущем для них принадлежность к сообществу может стать важным фактором при трудоустройстве, продвижении по карьерной лестнице, развитии бизнеса.

В российских реалиях сообщества развиваются больше стихийно. Уверенно можно говорить о более-менее стабильном общении и взаимопомощи выпускников МФТИ, за счет чего они в том числе часто добиваются успехов в бизнесе — 12 человек входят в ТОП-200 Forbes Russia. Другие вузы тоже выпускают будущих успешных бизнесменов и влиятельных лиц, но аура особой сплоченности закрепилась именно за Физтехом. Возможно, в ближайшем будущем такую картинку перепишет edtech. 

Как и зачем формировать коммьюнити

Верхнеуровнево все начинается с идеи «Я взрослый человек, я хочу учиться», так же как Nike объединяет людей под лозунгом «Я хочу бежать». Если опускаться до конкретных задач, то становится очевидно, что сообщества должны формироваться по профессиональным дисциплинам, например, комьюнити архитекторов чат-ботов или комьюнити продюсеров образовательных проектов.

Например, в Megacampus в самом начале обучения формируются группы, которые в дальнейшем будут совместно выполнять практические задания. Так участники драйвят друг друга в процессе обучения, а в конце вместе готовят дипломные работы. Чтобы сообщества не разваливались и не трансформировались в токсичные группы, на старте в них задаются четкие правила, и в дальнейшем они поддерживаются модерацией. Также применяется рейтинговая система, в рамках которой выделяются лучшие студенты и лучшие группы месяца — формируется соревновательный дух, который дополнительно мотивирует учащихся.

Фото: Ivan Samkov/ Pexels
Фото: Ivan Samkov/ Pexels

Что дают сообщества

  1. Сообщества значительно повышают образовательные результаты. В этих горизонтальных взаимодействиях студенты обмениваются огромным объемом информации, который сопоставим с тем, что приобретается в рамках основного курса.
  2. Образуется пространство возможностей для полезных знакомств, новых идей и проектов, генерации денег.
  3. Это полезно для бизнеса. Повышается лояльность к продукту, так как сообщества создают дополнительную ценность. Эта же ценность снижает влияние основного продукта на удержание клиента, и появляется большая гибкость в работе с контентом. И наконец, сообщества открывают возможности для построения реферальной программы.

Правда, есть и риски. Сообщество становится частью бизнеса наравне с маркетингом или каналами сбыта. И если оно вдруг развалится или повернется против создателя, то развалится и весь бизнес. Поэтому сообщества требуют постоянной поддерживающей работы и повышают требования к образовательному сервису. В отличие от системы с классическими онлайн-курсами, не получится удерживать некий приемлемый уровень рекламаций, проблема клиента становится проблемой всего комьюнити.

Не только онлайн

В рамках классического образования мы привыкли проводить время вместе не только в процессе, но и после занятий. Учащиеся объединяются по личным увлечениям, заводят друзей и даже создают семьи. Онлайн-пространство пока не может предоставить инструменты, которые бы формировали такие глубокие и эффективные связи между всеми участниками. Поэтому стоит работать над организацией офлайн-мероприятий. Так в сентябре для совместных активностей мы собрали в Москве более 500 человек на хакатоне образовательных проектов. Продюсированием онлайн-курсов занимались успешные молодые профессионалы, зарабатывающие по несколько миллионов в месяц. В течение двух дней они вместе с другими участниками работали над созданием успешных проектов. Следующий хакатон мы проведем уже в ноябре и планируем организовывать такие встречи на постоянной основе.

Вместо профсоюзов

В российских реалиях не приходится говорить о сколько-нибудь сильной роли профсоюзов на рынке труда, если мы сравниваем их с теми организациями, которые есть в западных странах. Да, у нас есть объединения врачей, юристов и другие сообщества по «классическим» профессиям, но этого мало, утрачена культура создания профобъединений. Ничто не мешает им появляться в рамках любой специальности. Слышали вы когда-нибудь про союз копирайтеров или гильдию дизайнеров? 

Атмосфера, в которой каждый сам за себя, накладывает отпечаток и на вновь появляющиеся профессии. Но именно здесь заложен большой потенциал для роста. Сначала — на стадии обучения, когда сообщество генерирует новые знания и повышает уровень профессионализма участников. Затем — на этапе формирования рыночных отношений, когда комьюнити задает уровень качества услуг, формат работы и ценовую политику. 

В этом смысле профессиональные сообщества, формирующиеся в процессе учебы, — новая возможность для российского рынка труда и edtech. Если у нас пока не получается объединять людей на базе дополнительных интересов, как это происходит в поэтических или политических клубах Гарварда, можно зацепиться за образовательные специальности. Кроме того, учиться в комьюнити намного интереснее, чем в формате один на один, особенно онлайн. Это особый опыт. 

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь