Фото:  Alexandr Podvalny/ Pexels
Фото: Alexandr Podvalny/ Pexels

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие основных структур мозга ребенка. Это оптимальный период для овладения определенными навыками и усвоения знаний. Первые три года жизни человека важны еще и потому, что именно в это время закладываются фундаментальные личностные образования, такие как доверие к людям, интерес к окружающему миру и самооценка. 

Ребенок развивается быстро, кризисы сменяются относительно спокойными периодами. За стремительными изменениями легко не заметить появление отклонений в его поведении или состоянии. Но проблемы, которые в детстве кажутся незначительными, могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. И если с помощью диагностики выявить отклонение в развитии на ранних этапах, коррекция будет эффективнее.

Каких проблем можно избежать при своевременной диагностике

  • Диагностика нарушений речи помогает в дальнейшем избежать проблем в общении со сверстниками и взрослыми, с обучением чтению и письму. 
  • Исследование моторных навыков предотвращает возможные нарушения пространственной ориентации, которая, в свою очередь, важна при изучении математических основ в саду и школе. 
  • Ранняя диагностика и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников повышает шансы на то, что в будущем ребенок не будет вовлечен в асоциальное поведение и избежит проблем в общении со сверстниками.
  • Диагностика произвольности внимания и своевременная коррекция выявленных проблем позволит ребенку легко освоиться за партой, слышать задания и с удовольствием их выполнять. Это повышает шансы стать успешным учеником и без напряжения усваивать школьную программу.

Диагностика в государственных и частных детских садах

Диагностика раннего развития помогает оценить вектор, по которому развивается ребенок, и выбрать верный педагогический подход. В идеале диагностику должны проводить специалисты: психологи,  дефектологи, логопеды и нейропсихологи.

К сожалению, сегодня в российских дошкольных учреждениях таких специалистов не хватает. Кроме того, отсутствуют высокостандартизированные тесты и протоколы, которые позволяли бы качественно и быстро проводить диагностику и правильно интерпретировать полученные результаты. Также не используются автоматизированные инструменты сбора и обработки информации. Все это приводит к тому, что диагностика вообще не проводится или ее результаты попадают в руки неквалифицированного исследователя, который не может увидеть реальную картину развития ребенка и скорректировать процесс. Такая ситуация характерна не только для государственных детских садов, она встречается и в частных. 

Фото: Lina Kivaka/ Pexels
Фото: Lina Kivaka/ Pexels

Когда пора обращаться к специалисту

Учитывая сложившуюся ситуацию, родителям приходится наблюдать за развитием ребенка самостоятельно. Определить, есть ли повод для беспокойства, поможет список отклонений, на которые следует обратить внимание:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к полутора годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, плохо держит равновесие стоя, сидя и во время ходьбы;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры;
  • не реагирует на собственное имя;
  • не обращает внимания на детей, взрослых, избегает общения с ними;
  • поведение и настроение часто и резко меняются;
  • у ребенка есть младенческая привычка сосать большой палец;
  • ребенок не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон;
  • не говорит простые слова даже на «своем» языке;
  • не выражает свои потребности словами. 

Если ребенок к двум годам не знает, как используются знакомые бытовые предметы (чашки, ложки, телефон), не проявляет даже малого интереса к играм, предметам, окружающему миру — это тоже сигнал того, что его умственное развитие задерживается.

Психофизическую диагностику нужно проводить минимум раз в год, начиная с двух — двух с половиной лет. Это такая же рутинная процедура, как осмотр педиатром, неврологом и другими специалистами.

Наблюдая за ребенком, старайтесь придерживаться «золотой середины» и по возможности не переживать за его здоровье без причин. При этом помните, что все дети развиваются по-разному, но существуют стандарты физического и психологического развития в раннем возрасте, на которые стоит ориентироваться.

Как выбрать врача

Если ваше сердце подсказывает, что что-то не так — доверяйте ему, действуйте. Расскажите о своем беспокойстве участковому педиатру. Он даст направление к узкому специалисту, а тот, в свою очередь, может перенаправить вас к другому, если видит, что  это не его компетенция или нужны дополнительные обследования.

Если участковый врач не видит проблему, можно самостоятельно записаться к логопеду, психологу или детскому неврологу. 

Логопед — проводит диагностику и занимается развитием и коррекцией речи, помогает сформировать навыки мышления, памяти и внимания.
Когда обращаться: при проявлении любых нарушений речи или неверном произношении звуков, отставании в речевом развитии от сверстников.

— Детский невролог — занимается диагностикой особенностей нервной системы, лечит неврологические расстройства.
Когда обращаться: если ребенок плохо спит, у него частые головные боли, затяжные истерики, имеются двигательные нарушения.

— Психолог — помогает адаптироваться в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. При раннем обращении может выявить нарушения эмоционально-волевой сферы и помочь их сгладить или устранить.
Когда обращаться: при сложностях в поведении и общении.

Получить консультацию нужного специалиста можно в поликлинике, в специализированных платных центрах (они есть в крупных городах) или в инклюзивных центрах — часто они функционируют как некоммерческие организации и работают на благотворительной основе

Если обратились за консультацией и диагностикой к специалистам, сотрудничайте с ними. Отвечайте на все вопросы максимально честно. Бывает, что родители стесняются рассказывать о важных моментах жизни ребенка, боясь, что это может ему навредить, но как раз замалчивание в этом случае — «медвежья услуга».   

После диагностики, если никаких проблем не выявлено, а тревожность осталась — «Петя из соседнего подъезда уже стихи читает, а мой Ваня только скороговорку выучил, наверное, с ним что-то не так», — обратитесь к психологу за консультацией уже для себя, чтобы выяснить причину своей тревоги на фоне абсолютного здоровья ребенка.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь