Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу
Большое «микро»
Думаю, многие не осознают, насколько важное значение микробизнес имеет для жизни горожан. Если я спрошу вас о любимом ресторане, кафе, салоне красоты или магазине, где вы покупаете цветы домой, — скорее всего, места, что вы назовете, будут относиться к категории микробизнеса. Именно малый бизнес является основой локальной городской культуры. Признаемся, что большинство из нас ездит в Петербург не только ради Эрмитажа, но и ради любимых ресторанов, баров, которые вносят свой огромный вклад в наше восприятие этого города.
Чем больше я думаю об этом, тем удивительнее слышать о пренебрежительном отношении к предпринимателям — к людям, которые делают нашу жизнь объективно лучше, разнообразнее. Худшее, что, пусть и реже, но все еще можно услышать, что предприниматели равно «коммерсанты». То есть люди, которых волнует только прибыль, которым не нужно помогать, ведь у них уже все хорошо. Это, конечно, заблуждение.
Предприниматели — это те, кто выбрал свое дело и принял всю возможную ответственность и риски, с ним связанные, на себя. Но то, с чем им и всем нам пришлось столкнуться в прошлом, 2020 году, не могло пройти без потерь.
Помогать идти дальше
Пандемия, как бы сильно она ни перевернула все привычные ранее вещи, лишь один из кризисов. Она закончится, а необходимость жить, работать и строить планы на будущее в бурных реалиях современной России останется. Как останется и необходимость поддержки.
В развитых экономиках уже сегодня вклад малого бизнеса в ВВП составляет 40% и выше, в России сегодня эта цифра равна 22%. Именно вклад малого бизнеса в экономику страны гарантирует ее устойчивость к возможным глобальным потрясениям и вызовам будущего. И помогать малому бизнесу — это в том числе ответственность крупного. И тот опыт кооперации, который мы получили благодаря пандемии, — это то хорошее, что можно из этого непростого года вынести.
Покупать у своих
Во время карантина мы как представители бизнеса крупного и достаточно стабильного решили придумать проект, который бы помогал предпринимателям, попавшим в сложную ситуацию, и рассказывал бы о них новой аудитории. Так появилась интерактивная карта России с точками-геоданными и информацией.
Сегодня на сайте «Знаем лично» 41 город и тысячи локаций-бизнесов. 30% резидентов карты — самые разные гастропроекты: концептуальные кофейни, хипстерские кафе и вполне обычные столовые, кондитерские и стрит-фуд. Остальные участники — мастерские, салоны красоты, магазинчики дизайнерской одежды и мебели. Список можно продолжать бесконечно. Каждого из них легко поддержать, оставив отметку на карте «Я здесь был».
Старт проекта дал понять, как предпринимателям важно рассказать о себе и что такая возможность есть не у всех. Поэтому в дополнение к основному сайту мы начали запускать городские инстаграм-медиа, задача которых — добавить узнаваемости героям публикаций, и это необязательно должны быть истории о суперуспешных бизнес-проектах. Сейчас это аккаунты для Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара. Резидентов проекта узнают и в офлайне: на двери заведений можно найти стикер с названием проекта.
Судя по отзывам аудитории, главное — рассказать о том, что делают и производят владельцы бизнеса, ведь за это их очень легко полюбить. Каждый из героев вкладывает душу в свое дело, знает своего покупателя, изучает его потребности. Условно, хозяева подмосковной привокзальной булочной думают о том, чтобы вам было удобно ждать утреннюю электричку, а цветочный помнит про ваш день рождения. Малый бизнес — это друг, который всегда рядом. Очень важно рассказывать о его представителях и развивать у клиентов чувство причастности.
В России и мире уверенно набирает обороты тренд на «самозанятость». Мы находимся в интересном моменте истории, когда все больше людей являются одновременно и производителями, и потребителями благ. Согласно отчету PWC, Россия сейчас входит в Топ-5 стран по объему выручки, генерируемой фрилансерами, а скорость роста этого рынка превышает 25%. Я верю, что экономическая свобода и независимость — это то, что скоро сможет быть доступно каждому, и мне бы хотелось, чтобы то, что мы делаем, помогало все большему числу людей решиться и попробовать сделать что-то, что давно хотелось.
Я и сама начала свой карьерный путь с того, что открыла небольшое агентство digital-маркетинга, будучи еще студенткой. Более 6 лет работала с крупными брендами, такими как Red Bull, Google, Pepsico, решая их стратегические задачи. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что предприниматель — это не «звание», это тип мышления, который предполагает, что ты видишь проблемы и достаточно неравнодушен для того, чтобы попробовать их решить.