Чудеса из ничего. Как живет и работает Астраханский ТЮЗ
История Астраханского ТЮЗа началась в 1933 году с любительского спектакля по пьесе Николая Шестакова «Путь далекий». Типичный для тех времен сюжет первой постановки театра — патриотично настроенные пионеры спасают товарища, на этот раз от произвола «китайского империализма» — сегодня вряд ли представляет интерес для кого-то, кроме историков, а вот ее название можно считать для ТЮЗа почти пророческим.
На первых порах у театра не было не только профессиональной труппы, но даже собственного помещения. На сцену выходили участники местной художественной самодеятельности. Первую пьесу представляли в Клубе работников торговли. Через год труппу пополнили профессиональные актеры, и новый театр юного зрителя — кстати, первый в регионе — обрел свое первое пристанище. Ставили в основном классику. Первым «профессиональным» спектаклем предсказуемо стал «Ревизор» Гоголя.
С момента открытия театр несколько раз менял прописку: переезжал с одного берега канала в центре города на другой, с улицы Белогородской (теперь Ленина) — на улицу имени местного революционера Степана Чалабяна. И лишь в 1950 году, когда началась масштабная реконструкция города, ТЮЗ перебрался, наконец, в свой постоянный дом на улице Мусы Джалиля, напротив белокаменного кремля. Здесь закончилось его «путешествие» по Астрахани, но долгий творческий путь фактически только начался. Как и путь тех молодых актеров, кто впервые пробовал свои силы в этом театре.
«Когда мы в семидесятых ставили “Нахаленка” Михаила Шолохова, Валентина Заворотнюк (народная артистка РФ, мать Анастасии Заворотнюк. — Прим. ред.) играла главного героя Мишку, — рассказывает президент ТЮЗа Юрий Кочетков, руководивший театром полвека. — И там была одна сцена, которая даже меня, человека искушенного, пробивала до слез. В эпизоде подвозили убитого отца, из-под покрывала торчали его ноги. Валентина произносила одно только слово — «батя», но делала это так, что мороз по коже».
Актеры ТЮЗа вспоминают, что долгие годы в театре не обновлялось техническое оборудование — слабое финансирование культуры в регионах проблема не новая. Известные режиссеры в глубинку тоже не приезжали. И потому труппа годами играла все ту же временем проверенную классику. Но какой бы репертуар ни выбрал театр, зрители, особенно дети, всегда хотят видеть на сцене чудо. И чтобы оправдать их ожидания, приходилось прибегать иногда к самым неожиданным решениям, вспоминает Кочетков. Например, в 60-х годах с помощью черного ящика, мощного потока света и разных линз создавали проекции на стены. «А однажды понадобился “калейдоскоп”, чтобы все мелькало, светилось и блестело, — продолжает он. — Специальной аппаратуры не было. Наш художник по свету взял обычную фольгу из сигаретной пачки, обмакнул ее в краски и положил между стекол. Она давала изумительный эффект, волшебный, сцена вся горела разноцветными радужными пятнами, которые переливались и переходили из одного цвета в другой. Тогда чудеса приходилось делать из ничего».
Несмотря на финансовые сложности, театр продолжал жить. В 1969-м для него даже отстроили новое здание. «Раньше театр не был таким привлекательным, как сейчас. Бывало такое, что во время спектакля нам необходимо было пройти под сценой и выйти через оркестровую яму — а там была вода. Делали специальные деревянные мостки, по ним шли. Сейчас, конечно, такого нет», — говорит народный артист России Сергей Мартемьянов. Он служит в астраханском ТЮЗе более полувека и помнит, как постепенно преображалось здание театра. В 2008 году его реконструировали к 450-летию города. С тех пор на площади перед ТЮЗом зрителей встречает бронзовая скульптура Конька-Горбунка, а над парадным входом на белоснежном фасаде раскинула крылья золотая жар-птица, приглашая юных гостей на спектакли.