Все новости
Редакционный материал

«Чайник» за рулем. Как решить проблему аварий с участием неопытных водителей

В России, как известно, две беды, и часто они приходят парой. Каждый год на дороги выезжают сотни тысяч новичков-автомобилистов. По их вине происходит примерно треть всех аварий на дорогах
3 декабря 2021 15:10
Фото: Агентство «Москва»

Машина — «дорогая» игрушка 

Ежегодно по всей России удостоверения, дающие право на управление автомобилем, получают более миллиона человек. В одной только Москве в 2020 году экзамен на права сдали почти 80 тысяч человек. Правда, успехом это можно назвать с натяжкой, поскольку практически треть всех аварий происходит именно с участием начинающих автолюбителей. Причинами, как говорят в ГИБДД, чаще всего становятся нежелание таких водителей уступать на перекрестках, давать преимущество другим машинам на дорогах, езда не по полосе, а также проезд по переходам, когда по ним движутся пешеходы. Только в 2019 году с участием водителей-новичков в ДТП погибли 846 человек, 14 тысяч получили ранения.  

Не многие об этом знают, да и далеко не все исполняют, но начинающие водители в первые два года своего стажа обязаны следовать строгим правилам. Их не так много. Главное — помещать на транспортное средство специальный восклицательный знак — он помогает другим водителям определять новичка на дороге и быть бдительнее при езде рядом с ним. Кроме того, новичкам запрещено возить пассажиров, если они управляют мопедом, и буксировать другие транспортные средства. За нарушение этих правил грозит штраф в размере 500 рублей. Другими словами, две чашки кофе.

Лихачи на дорогах 

Возможно ли решить проблемы с водителями-новичками в России? Над этим вопросом сегодня задумываются многие представители экспертного сообщества. Так, целый перечень предложений опубликован на сайте проекта «20 идей по развитию России». Его автор Дмитрий Давыдов считает, что для водителей-новичков необходимо ужесточать правила, что в свою очередь приведет к снижению аварийности на дорогах.

В сравнение приводится опыт других стран, где выработали гибкий подход к начинающим автомобилистам. Например, в ОАЭ, Австралии, Канаде и США выдают так называемые ученические права. Их обладатель за определенный срок должен набраться опыта, не нарушая правил дорожного движения и не попадая в ДТП — и только выполнив эти условия, он сможет получить постоянное водительское удостоверение.

И в сравнении с Италией, Австралией и даже Белоруссией это еще не самые суровые правила. Там водители-новички должны ездить на 20–40 километров в час медленнее остальных, а в Италии еще есть и требования к самому автомобилю — его мощность не должна превышать 75 л. с. на тонну веса машины.  

Европейцы также определили, сколько начинающий водитель может выпивать за рулем. Если в России даже за минимальное наличие алкоголя в крови (0,3 г/литр выдыхаемого воздуха) вас могут лишить прав на несколько лет, то в европейских странах выпить немного и можно — но не новичкам за рулем. Так, во Франции и Греции при допустимой норме промилле в 0,5 для опытных водителей новичков ограничили 0,2 промилле. В Нидерландах похожие правила, вот только налить лишнюю рюмку там вам разрешат при наличии пяти лет стажа за рулем. Нулевой порог, то есть абсолютный запрет начинающим на выпивание за рулем, действует в Германии и Швейцарии. Послабления водителям там разрешают только после того, как они отъездят два года за рулем автомобиля. 

И да, эти меры там достаточно эффективны: у водителей вырабатывается ответственное отношение к вождению, и они не спешат лихачить, нарушать правила, тем более что в ином случае они просто рискуют навсегда остаться без прав.

Фото: Агентство «Москва»

Терпение и труд… 

Россия могла бы перенять зарубежный опыт. К примеру, штрафовать водителя за наиболее частые нарушения, которые приводят к авариям, может быть недостаточно. Если новичок попадается на нарушениях, его нужно отправлять на курсы переподготовки и приостанавливать действие водительских прав до их окончания. Также можно воспользоваться международным опытом и обязать начинающих водителей соблюдать сниженный скоростной режим — 90, а не 110 километров в час на автомагистралях и 70, а не 90 километров в час на всех остальных дорогах вне населенных пунктов. Связано это в первую очередь с тем, что у новичков еще нет достаточного опыта реагирования на различные дорожные ситуации. Кстати, подобный опыт применялся и в СССР. Несмотря на то что в 70–80-е годы лишь 15% автомобилей в стране в принципе могли развивать скорость свыше 90 км/ч, начинающим водителям первые два года запрещалось не то что лихачить на «шестерках» и прочей гордости советского автопрома, а даже ездить хоть сколько-то быстро — для них было установлено ограничение в 70 км/ч. За превышение скорости новичок получал пометку в талоне предупреждений. Три таких записи означали лишение временных прав и переэкзаменовку в ГАИ.

Но вернемся к современной России. Что бы еще могло удержать неопытных водителей от безрассудного поведения? Можно было бы изменить подход к тестам на содержание алкоголя в крови и сократить вдвое нынешний порог в 0,3 г/литр. Это объясняется тем, что нынешние показатели хоть и говорят о том, что человек трезв, он все равно расслабляется, может потерять бдительность и не сконцентрироваться в критической ситуации во время движения автомобиля. С введением этого правила молодые водители начнут понимать, что даже глоток спиртного может привести их к лишению прав на несколько лет.

Если новые правила будут приняты, это изменит отношение опытных водителей к новичкам. Первые станут более благосклонны, поскольку будут понимать, что перед ними водитель, соблюдающий ограничения. 

В целом новый подход к водителям-новичкам может помочь существенно сократить количество аварий на дорогах и в целом изменить культуру вождения в России. Но реализация этого проекта и достижение результата возможны только при получении господдержки и включении властей в реализацию этой инициативы на практике.

Автор: Михаил Кириллов

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
INFINITI представляет в России новую модель премиальных кроссоверов QX55. Мировая премьера автомобиля состоялась на сцене театра Беласко в Лос-Анджелесе еще в сентябре 2020 года, а теперь дошла и до России
Никита Павлюк-Павлюченко
Минивэны — не самый популярный класс автомобилей в России. Но это не значит, что российскому покупателю не из чего выбирать — на рынке есть сразу несколько моделей от самых разных производителей. Одна из таких машин Toyota Alphard. О главной особенности этого автомобиля — в тест-драйве «Сноба»
Марина Геворкян
Продажи Toyota Land Cruiser 300 в России начались этим летом. Но, как пишут СМИ, из-за ажиотажного спроса будущие владельцы могут прождать свою машину несколько лет. Генеральный директор «Сноба» Марина Геворкян одной из первых опробовала новую версию легендарной модели, отправившись за рулем LC300 покорять дороги Кольского полуострова