Фото: Агентство «Москва»
Фото: Агентство «Москва»

Машина — «дорогая» игрушка 

Ежегодно по всей России удостоверения, дающие право на управление автомобилем, получают более миллиона человек. В одной только Москве в 2020 году экзамен на права сдали почти 80 тысяч человек. Правда, успехом это можно назвать с натяжкой, поскольку практически треть всех аварий происходит именно с участием начинающих автолюбителей. Причинами, как говорят в ГИБДД, чаще всего становятся нежелание таких водителей уступать на перекрестках, давать преимущество другим машинам на дорогах, езда не по полосе, а также проезд по переходам, когда по ним движутся пешеходы. Только в 2019 году с участием водителей-новичков в ДТП погибли 846 человек, 14 тысяч получили ранения.  

Не многие об этом знают, да и далеко не все исполняют, но начинающие водители в первые два года своего стажа обязаны следовать строгим правилам. Их не так много. Главное — помещать на транспортное средство специальный восклицательный знак — он помогает другим водителям определять новичка на дороге и быть бдительнее при езде рядом с ним. Кроме того, новичкам запрещено возить пассажиров, если они управляют мопедом, и буксировать другие транспортные средства. За нарушение этих правил грозит штраф в размере 500 рублей. Другими словами, две чашки кофе.

Лихачи на дорогах 

Возможно ли решить проблемы с водителями-новичками в России? Над этим вопросом сегодня задумываются многие представители экспертного сообщества. Так, целый перечень предложений опубликован на сайте проекта «20 идей по развитию России». Его автор Дмитрий Давыдов* считает, что для водителей-новичков необходимо ужесточать правила, что в свою очередь приведет к снижению аварийности на дорогах.

В сравнение приводится опыт других стран, где выработали гибкий подход к начинающим автомобилистам. Например, в ОАЭ, Австралии, Канаде и США выдают так называемые ученические права. Их обладатель за определенный срок должен набраться опыта, не нарушая правил дорожного движения и не попадая в ДТП — и только выполнив эти условия, он сможет получить постоянное водительское удостоверение.

И в сравнении с Италией, Австралией и даже Белоруссией это еще не самые суровые правила. Там водители-новички должны ездить на 20–40 километров в час медленнее остальных, а в Италии еще есть и требования к самому автомобилю — его мощность не должна превышать 75 л. с. на тонну веса машины.  

Европейцы также определили, сколько начинающий водитель может выпивать за рулем. Если в России даже за минимальное наличие алкоголя в крови (0,3 г/литр выдыхаемого воздуха) вас могут лишить прав на несколько лет, то в европейских странах выпить немного и можно — но не новичкам за рулем. Так, во Франции и Греции при допустимой норме промилле в 0,5 для опытных водителей новичков ограничили 0,2 промилле. В Нидерландах похожие правила, вот только налить лишнюю рюмку там вам разрешат при наличии пяти лет стажа за рулем. Нулевой порог, то есть абсолютный запрет начинающим на выпивание за рулем, действует в Германии и Швейцарии. Послабления водителям там разрешают только после того, как они отъездят два года за рулем автомобиля. 

И да, эти меры там достаточно эффективны: у водителей вырабатывается ответственное отношение к вождению, и они не спешат лихачить, нарушать правила, тем более что в ином случае они просто рискуют навсегда остаться без прав.

Фото: Агентство «Москва»
Фото: Агентство «Москва»

Терпение и труд…

Россия могла бы перенять зарубежный опыт. К примеру, штрафовать водителя за наиболее частые нарушения, которые приводят к авариям, может быть недостаточно. Если новичок попадается на нарушениях, его нужно отправлять на курсы переподготовки и приостанавливать действие водительских прав до их окончания. Также можно воспользоваться международным опытом и обязать начинающих водителей соблюдать сниженный скоростной режим — 90, а не 110 километров в час на автомагистралях и 70, а не 90 километров в час на всех остальных дорогах вне населенных пунктов. Связано это в первую очередь с тем, что у новичков еще нет достаточного опыта реагирования на различные дорожные ситуации. Кстати, подобный опыт применялся и в СССР. Несмотря на то что в 70–80-е годы лишь 15% автомобилей в стране в принципе могли развивать скорость свыше 90 км/ч, начинающим водителям первые два года запрещалось не то что лихачить на «шестерках» и прочей гордости советского автопрома, а даже ездить хоть сколько-то быстро — для них было установлено ограничение в 70 км/ч. За превышение скорости новичок получал пометку в талоне предупреждений. Три таких записи означали лишение временных прав и переэкзаменовку в ГАИ.

Но вернемся к современной России. Что бы еще могло удержать неопытных водителей от безрассудного поведения? Можно было бы изменить подход к тестам на содержание алкоголя в крови и сократить вдвое нынешний порог в 0,3 г/литр. Это объясняется тем, что нынешние показатели хоть и говорят о том, что человек трезв, он все равно расслабляется, может потерять бдительность и не сконцентрироваться в критической ситуации во время движения автомобиля. С введением этого правила молодые водители начнут понимать, что даже глоток спиртного может привести их к лишению прав на несколько лет.

Если новые правила будут приняты, это изменит отношение опытных водителей к новичкам. Первые станут более благосклонны, поскольку будут понимать, что перед ними водитель, соблюдающий ограничения. 

В целом новый подход к водителям-новичкам может помочь существенно сократить количество аварий на дорогах и в целом изменить культуру вождения в России. Но реализация этого проекта и достижение результата возможны только при получении господдержки и включении властей в реализацию этой инициативы на практике.

*Признан Минюстом иностранным агентом

Автор: Михаил Кириллов