Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

С детства у многих осталось неоднозначное отношение к ковру — это скорее вещь, которая пылилась на стене в бабушкиной квартире, чем стильный предмет интерьера. Ковер, особенно яркий, «разбавляет» интерьер, делает его менее «стерильным». Если выдержать баланс между современными и винтажными вещами, то пространство — домашнее или рабочее — «раскроется» и заиграет новыми красками.

Найти хорошо сохранившийся винтажный ковер не так-то просто. Этим занимаются специальные скауты, которые ездят по дагестанским аулам и ищут подходящие варианты — килимы, гладкие двусторонние ковры, и сумахи — с длинными нитями на изнанке. Иногда скаутам удается найти настоящие раритеты — антикварные ковры, чей возраст более ста лет. Главное условие — ковры должны быть ручного плетения.

Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

Раньше дом в Дагестане невозможно было представить без ткацкого станка: каждая мать передавала своей дочери знания о ткацком ремесле, свои особые техники плетения. Женщины могли уделять ковроткачеству восемь-десять месяцев в году — в период, когда освобождались от сельскохозяйственных работ. Мастерицы создавали специальные накидки для люлек, ткали ковры для приданого, утепляли ими каменные стены домов и использовали в погребальных обрядах.

Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

До появления анилиновых красителей ковры красили с помощью натуральных красителей, которые изготавливали из трав, коры деревьев, плодов кустарников, луковой шелухи, шафрана, чистотела, ландыша, крапивы и даже насекомых. Благодаря природной палитре узор ковров выстраивался на 7–24 оттенках. Иногда уже в процессе плетения выявляли «абраш» — изменение цвета нитей. Это случалось из-за неравномерного окрашивания. Сейчас такой «дефект» считается фишкой любого ковра, так как является доказательством кустарного производства.

Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

Торговля со странами Востока и Средней Азии и активный культурный обмен между регионами Кавказа обогатили рисунок дагестанского ковра и сделали его более замысловатым. Рисунок каждого региона по-своему уникален и имеет особенные символы. Так, болгарские ковры содержат цветочный орнамент. Ковры из Туркменистана выполнены из более тонкой нити, а значит, у них более проработанный рисунок. Дагестанским коврам присущи простота форм и минимальное количество деталей: орнамент, содержащий в себе точки, линии, зигзаги, спирали, кресты и звезды. Жители аулов верили, что у каждого элемента есть свое значение. Например, что спирали и лабиринты оберегают и защищают жилище от проникновения злых духов, символ в виде крючка олицетворял благополучие и достаток, а волны — атрибут бесконечности.

Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

Когда Дагестан вошел в состав России, ручной труд ушел на второй план, пришла пора мануфактурного производства — ковры постепенно стали массовым продуктом. Точку на ручном ткачестве поставил Советский Союз, когда все кустарные мастера начали работать на фабриках.

Записала Лидия Кравцова