![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Винтаж — тренд 2022 года. Что нужно знать о старинных коврах
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ea/6e/ea6e641b7eba43b06aa5b223cc74e995a6a60571f762b396f4401528cce35958.jpg)
С детства у многих осталось неоднозначное отношение к ковру — это скорее вещь, которая пылилась на стене в бабушкиной квартире, чем стильный предмет интерьера. Ковер, особенно яркий, «разбавляет» интерьер, делает его менее «стерильным». Если выдержать баланс между современными и винтажными вещами, то пространство — домашнее или рабочее — «раскроется» и заиграет новыми красками.
Найти хорошо сохранившийся винтажный ковер не так-то просто. Этим занимаются специальные скауты, которые ездят по дагестанским аулам и ищут подходящие варианты — килимы, гладкие двусторонние ковры, и сумахи — с длинными нитями на изнанке. Иногда скаутам удается найти настоящие раритеты — антикварные ковры, чей возраст более ста лет. Главное условие — ковры должны быть ручного плетения.
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5f/fc/5ffcf80639199b4597a09c2b02c7dd8f3d23a4f122a4016c56f6cf91ccd3967c.jpg)
Раньше дом в Дагестане невозможно было представить без ткацкого станка: каждая мать передавала своей дочери знания о ткацком ремесле, свои особые техники плетения. Женщины могли уделять ковроткачеству восемь-десять месяцев в году — в период, когда освобождались от сельскохозяйственных работ. Мастерицы создавали специальные накидки для люлек, ткали ковры для приданого, утепляли ими каменные стены домов и использовали в погребальных обрядах.
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9f/be/9fbe57945242f16b8defa804084fd76f08eb329e6967b43690ce0c9366f6a2b6.jpg)
До появления анилиновых красителей ковры красили с помощью натуральных красителей, которые изготавливали из трав, коры деревьев, плодов кустарников, луковой шелухи, шафрана, чистотела, ландыша, крапивы и даже насекомых. Благодаря природной палитре узор ковров выстраивался на 7–24 оттенках. Иногда уже в процессе плетения выявляли «абраш» — изменение цвета нитей. Это случалось из-за неравномерного окрашивания. Сейчас такой «дефект» считается фишкой любого ковра, так как является доказательством кустарного производства.
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/16/49/16492a6f543b151fbc7a5cba836ac20890346e351e17a8715a9cfda20b24203f.jpg)
Торговля со странами Востока и Средней Азии и активный культурный обмен между регионами Кавказа обогатили рисунок дагестанского ковра и сделали его более замысловатым. Рисунок каждого региона по-своему уникален и имеет особенные символы. Так, болгарские ковры содержат цветочный орнамент. Ковры из Туркменистана выполнены из более тонкой нити, а значит, у них более проработанный рисунок. Дагестанским коврам присущи простота форм и минимальное количество деталей: орнамент, содержащий в себе точки, линии, зигзаги, спирали, кресты и звезды. Жители аулов верили, что у каждого элемента есть свое значение. Например, что спирали и лабиринты оберегают и защищают жилище от проникновения злых духов, символ в виде крючка олицетворял благополучие и достаток, а волны — атрибут бесконечности.
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/04/6c/046c2ddf832e33ddb79395f44f993d4f8839165f176866b1f6398afe0f3c8f89.jpg)
Когда Дагестан вошел в состав России, ручной труд ушел на второй план, пришла пора мануфактурного производства — ковры постепенно стали массовым продуктом. Точку на ручном ткачестве поставил Советский Союз, когда все кустарные мастера начали работать на фабриках.
Записала Лидия Кравцова