Слова сильнее молчания. О фильме «Камон Камон» Майкла Миллса
Одним абзацем
Радиожурналист Джонни берет интервью у детей и подростков по всей Америке. Он задает вопросы на «вечные» темы и таким образом показывает общую картину жизненных ориентиров и тревог молодежи. Открытость детей контрастирует с зажатостью главного героя, многие годы переживающего смерть матери и разрыв с любимой девушкой. Выйти из подавленного состояния Джонни помогает племянник. Мальчик, отец которого страдает психическим заболеванием, напрямую спрашивает о самом больном — и теперь Джонни вынужден пойти на откровенность.
В деталях
В рамках нового проекта радиожурналист Джонни (Хоакин Феникс) берет интервью у детей по всей Америке. Он задает непростые вопросы о счастье, мечтах, отношениях с родителями и так далее. В жизни журналиста после смерти матери и расставания с девушкой нет ничего, кроме работы. Из рутины его вытаскивает сестра Вив (Габи Хоффманн). Пока она пытается убедить страдающего биполярным расстройством супруга (Скут Макнэри) пройти лечение, кто-то должен присмотреть за ее сыном Джесси (Вуди Норман). Так Джонни, никогда не имевший детей и много лет проживший в одиночестве, встречается с искренним и эмоциональным мальчиком.
«Камон Камон» Майкла Миллса — один из тех бадди-муви, где ребенок «перевоспитывает» взрослого. Вариантов исправления множество: из циничного мошенника — в заботливого отца («Бумажная луна»), из ворчуна — в добряка («Вверх) или из слабака — в самостоятельную личность («Игрушка»). Эволюция Джонни не столь очевидна, поскольку у него нет явных изъянов — только тяжелые воспоминания, спрятанные глубоко внутри. Миллса интересует проговаривание проблем и своих чувств, чем и занимаются главные герои большую часть фильма. Они гуляют по городу, ищут необычные звуки, ссорятся и мирятся, постепенно рассказывая о самом сокровенном. Оказывается, что Джонни все еще любит свою бывшую девушку и не понимает, почему они расстались, а Джесси был свидетелем многочисленных истерик и срывов отца, что пошатнуло его психику. Из-за обстановки в семье мальчик страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и любит притворяться, будто родные дети Вив умерли, а его взяли из приюта. Сначала Джонни не понимает племянника, но постепенно начинает видеть в нем похожего на себя человека, которому для успокоения нужен искренний разговор.
Для разговора по душам необходима интимность, и режиссер создает ее, делая изображение черно-белым. Так он смещает акцент на диалоги и важные детали интерьера, которые могли бы затеряться в пестрой картинке: шедевр Альбрехта Дюрера «Заяц», картину примитивиста Анри Руссо, дыру от удара кулаком в стене и давно засохший букет цветов. Эти символы и произведения передают ощущение меланхолии существования современного человека, инфантильного и растерянного. Дети же свободны от печалей взрослой жизни, но обеспокоены будущим. В непостановочных интервью они рассуждают о сложностях материнства, жизни иммигрантов и политике. Эти сессии вопросов и ответов нужны режиссеру, чтобы изменить отношение зрителя к детям, чьим мнением и желаниями взрослые часто пренебрегают.
Проблему возрастных стереотипов Миллс показывает в сцене, где Джонни кричит на Джесси из-за безобидных пряток в магазине. После этого Вив объясняет брату, что к ребенку надо относиться с уважением, извиниться, объяснить свои чувства и страхи. Оказывается, внимания и заботы требуют оба героя, привыкшие убегать: Джонни — от ответственности, а Джесси — из-за обидных слов. Но в конце концов они находят путь для выражения своих чувств: новоиспеченные друзья решают вдоволь накричаться, чтобы заново научиться улыбаться искренне.