Фото: David Ramos/Getty Images
Фото: David Ramos/Getty Images

Травмы, теракт и надувной каток

Заниматься фигурным катанием Этери Тутберидзе начала в 4,5 года на Стадионе юных пионеров в Москве. Ее тренером была Евгения Зеленкова, которую девочка покорила своим трудолюбием. Позже Тутберидзе стала заниматься в группе мужа Зеленковой — Эдуарда Плинера (среди его воспитанниц олимпийская чемпионка Наталья Бестемьянова). Именно под его руководством будущий тренер начала исполнять тройные прыжки. 

В подростковом возрасте из-за травмы спины и резкого скачка в росте — выполнять прыжки высоким фигуристкам сложно — Тутберидзе перешла из одиночного катания в парное. Выступая в танцах на льду, она успела потренироваться у Елены Чайковской и Татьяны Тарасовой. В юности фигуристка несколько раз становилась призером этапов Кубка СССР и отбиралась в финал. Рассказывая об этом в интервью, она всегда называет свои достижения «не очень серьезными». 

Пик карьеры Тутберидзе-спортсменки пришелся на 90-е. Денег у ее семьи не было, и профессиональный спорт пришлось бросить. Чтобы заработать, фигуристка в составе труппы балета на льду улетела в США, где должна была выступать в ледовых шоу. Но финансовые планы провалились: из-за того что у некоторых спортсменов возникли проблемы с документами, американская сторона разорвала контракт, и Тутберидзе «застряла» в Америке — без денег и работы. «Чтобы мы не умерли с голоду, нас водили по баптистским церквям —  обедать. Мы должны были отсидеть службу, а после прихожанам выносили воду, маленькие бутербродики», — рассказывала она. Фигуристы жили в Оклахоме, в доме для нищих, который содержала Юношеская христианская организация (YMCA). 19 апреля 1995-го в нескольких метрах от этого дома произошел один из крупнейших терактов в американской истории. 168 человек погибли, как минимум 680 пострадали.

«В то утро спустилась вниз умыться, посмотрела на часы — 9:04. Взрыв. Страшный грохот. Навалившаяся тяжесть от взрывной волны. Гробовая тишина. И нечеловеческие крики, — вспоминала Тутберидзе. — Не знаю, как очутилась на улице. Видно, долго выбиралась, стены были разворочены. Всех ребят (фигуристов русского балета. — Прим. ред.) увезли. <...> Подбежал какой-то пожарный, схватил за руку, потащил за собой». Когда выяснилось, что там, «куда заселили российских представителей», мест не осталось, он приютил Тутберидзе на несколько месяцев и помог ей найти работу.

Следующие четыре года Тутберидзе выступала в ледовых шоу с партнером Николаем Аптером, а потом оба они решили начать тренерскую карьеру. Вскоре спортсменка поняла, что хочет вернуться в Россию: «Мне было скучно. Это все настолько рутинно, тебя вроде бы все любят, а результата, адреналина, драйва — этого всего нет».

Брать Тутберидзе на работу в Москве никто не хотел: не помогал ни опыт, ни знакомства, ни даже то, что тренер была готова заниматься с детьми бесплатно. 

Первыми местами работы Тутберидзе стали надувной каток в Братеево и ледовая площадка в Зеленограде — там она вела оздоровительную группу. Позже тренера пригласили на каток «Серебряный», где заниматься под руководством Тутберидзе начали будущие чемпионки Полина Шелепень и Евгения Медведева. Вскоре тренер вместе с ученицами перешла на каток «Хрустальный», где работает и сегодня.

Фото: John Berry/Getty Images
Фото: John Berry/Getty Images

«Фигуристки-однодневки»

На всю страну о Тутберидзе заговорили во время Олимпиады-2014 в Сочи, когда ее воспитанница, 15-летняя Юлия Липницкая стала чемпионкой в командном турнире. О девочке в красном пальто, выполняющей сложные прыжки под саундтрек к фильму «Список Шиндлера», писал режиссер картины Стивен Спилберг, многотысячные трибуны приветствовали ее стоя.

В постолимпийском сезоне Липницкая не выдала ни одного чистого проката, на чемпионате России она заняла 9-е место. В 2015-м спортсменка ушла тренироваться к Алексею Урманов. Весь следующий сезон она боролась с последствиями изнуряющих диет, на которых сидела перед выступлениями в Сочи. Пока Липницкая лечилась от анорексии в больнице, ее бывший тренер давала интервью, в которых обвиняла спортсменку в лени и слишком высоком мнении о себе. В 2017-м Липницкая завершила карьеру, на тот момент ей было 19 лет.

В следующем сезоне от Тутберидзе ушли еще несколько спортсменок: 15-летняя Полина Шубодерова, которая так боялась тренера, что выходила на лед, скрывая переломы, 17-летняя Полина Цурская, не имеющая возможности оставаться в большом спорте из-за серьезных травм, 16-летняя Дарья Паненкова, рассказавшая о том, как Тутберидзе шутила над тем, что у девушки рано формируется фигура, и 14-летняя Анастасия Тараканова — она стала первой спортсменкой группы Тутберидзе, перешедшей тренироваться к Евгению Плющенко.

Решения этих фигуристок Этери Тутберидзе комментировала редко, в соцсетях их до недавнего времени обсуждали неактивно — внимание зрителей было приковано к другому: на Олимпийские игры — 2018 в Пхенчхане отправлялись две сильнейшие фигуристки из группы Тутберидзе — только вышедшая из юниорок Алина Загитова и титулованная Евгения Медведева.

На тех Играх Алина Загитова опередила соотечественницу на 1,31 балла — благодаря самой сложной по набору элементов программе. После Олимпиады Медведева рассказывала, что просила тренеров разрешить ей «катать» на Играх более сложную произвольную, но те отказали. В постолимпийский сезон она перешла заниматься к канадскому тренеру Брайану Орсеру. В 2020-м Медведева вернулась к Тутберидзе, но серьезных спортивных достижений у нее больше не было. Загитова после Олимпийских игр взяла титул чемпионки мира и заявила о «приостановке карьеры». 

В этот период стали говорить о том, что Тутберидзе «штампует» чемпионок — ее спортсменок называли «фигуристками-однодневками».        

Полный пьедестал

Между Олимпиадами в Пхенчхане (2018) и Пекине (2022) от Этери Тутберидзе ушли еще несколько спортсменок. Некоторые, в том числе Алена Косторная и выступающая на Олимпийских играх в Пекине Александра Трусова, позже к ней вернулись

О Косторной, которая еще в 2020-м выигрывала все главные старты сезона, под хештегом #позорТутберидзе пишут особенно активно: в 2021-м спортсменка снялась с чемпионата России из-за травмы руки; в одном из интервью Тутберидзе сказала, что Косторная «могла побороться», несмотря на перелом.

В личных соревнованиях Олимпиады-2022 будут бороться три воспитанницы Этери Тутберидзе: рекордсменка Камила Валиева, «королева квадов (четверных прыжков)» Александра Трусова и действующая чемпионка мира Анна Щербакова. Все они выполняют сложнейшие элементы «ультра-си» и, как отмечают спортивные комментаторы, соревнуются не с представительницами других стран, а между собой.

В одном из «предолимпийских» интервью тренер фигуристок говорила, что мечтает о «полном пьедестале» Олимпийских игр. Теперь же из-за допингового скандала под угрозой оказалась не только мечта, но и тренерская карьера Тутберидзе — в отношении окружения Камилы Валиевой WADA проведет серьезную проверку. Как написал спортивный обозреватель «Сноба» Сергей Подгорнов, вывести Тутберидзе из-под удара сможет только ювелирная работа нанятых Россией швейцарских юристов.

Подготовила Кристина Боровикова