Фото: Александр Казаков/Коммерсантъ
Фото: Александр Казаков/Коммерсантъ

Насколько сильно Россия зависит от импортных лекарств

Если говорить о дешевых лекарствах, у которых давно появились дженерики в той же Индии и аналоги которых производятся в России, — мы зависим от Запада несильно. Если речь идет о дорогих препаратах, особенно о тех, что вышли на фармрынок недавно, — сильно. Производство части из них, конечно, локализовано в России: где-то есть полный цикл производства, где-то — только розлив и упаковка, но в конечном счете мы все равно зависим от импорта.

Могут ли дженерики заменить «оригинальные» препараты 

Хотя дженерики по закону должны не уступать в качестве оригинальным препаратам, на деле они сильно отличаются, причем не только от «оригиналов», но и от их аналогов, произведенных в Восточной Европе.  

У нашего Минздрава нет понимания, что если с рынка пропадут «оригиналы», то уровень здравоохранения в стране снизится, зато есть иллюзии насчет того, что российские дженерики не хуже западных препаратов. Это не так. Если верить статистике*, то проблем с ними гораздо больше, чем с «оригиналами»: они бывают не только неэффективны, но и не безопасны.   

При этом производство дженериков все равно отчасти зависит от импорта сырья. Его в России практически не производят — оно импортируется по большей части из Китая, но вот сегодня появилось сообщение, что есть сырье, которое везут и из Европы, с его поставками уже есть проблемы.

Что сейчас будет происходит на фармрынке

Как правило, у аптек есть запас «ходовых» препаратов на несколько месяцев. Но, боюсь, что при некоторых сценариях развития событий может возникнуть дефицит лекарств. 

Некоторые препараты, аналогов которым нет в России, очевидно станут еще дороже — их пациенты рискуют и вовсе лишиться. И если раньше был способ ввозить их (легально или полулегально), то сейчас из-за ограничений на полеты и такого способа не будет. Возможно, возникнет черный рынок препаратов, но, конечно, он не будет таким, как раньше. Помню, когда в России не было лекарства от гепатита C (его долго не могли зарегистрировать), этот препарат начали массово завозить из Индии. Но тогда достаточно было «погуглить» лекарство — сейчас так просто это устроено не будет, хотя огромный спрос, конечно, может родить предложение.

С чем, кроме лекарств, могут начаться проблемы

И США, и Евросоюз, говоря о санкциях против России, специально подчеркнули, что ограничения не затронут сферу медицины. Собственно, и сейчас проблемы с поставками сырья из Европы связаны исключительно с тем, что нарушена логистика. 

В перспективе есть риск лишится многих медицинских приборов (большинство из них не производится в России): различных тест-систем или, например, чипов. У последних — достойных российских аналогов вообще нет.

Многое будет зависеть от курсов валют — уже сейчас понятно, что по тем же ценам никто ничего закупать не будет. Причем проблемы могут быть и с ЖНВЛП (жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами — Прим. ред.), цены на которые вообще-то фиксированы государством, — в новых условиях списки придется пересогласовывать, а это бюрократические процедуры, которые требуют времени.

И раньше бывали случаи, когда цены у западных поставщиков повышались, а наши не успевали их согласовывать, что приводило к исчезновению лекарства с рынка. Еще до начала военных действий некоторые компании отозвали товары, просто потому что из-за низких цен продавать их в России невыгодно.

Людям с тяжелыми, хроническими заболеваниями я бы посоветовал запасаться лекарствами. Как минимум на полгода вперед.

*Ссылка ведет на сайт «Медузы» — СМИ признано Минюстом иностранным агентом

Подготовила Кристина Боровикова