«Кто ты без костюма?» История человека, придумавшего бодибилдинг
Создатель бодибилдинга прославился не только как первый культурист в истории, но и как профеминист, бренд-менеджер, секс-символ и инфоцыган викторианской эпохи. Он написал книгу о построении идеального тела, судил первый конкурс для бодибилдеров вместе с Артуром Конаном Дойлом и позировал для скульптуры, копия которой стоит дома у Арнольда Шварценеггера. Без костюма этот человек был далеко не только первым в истории бодибилдером. Подробнее — в новой серии проекта «Кто придумал»
Гений
Отец бодибилдинга вообще-то шел сначала по пути святого отца.
Его звали Фридрих Мюллер. Он родился в 1867 году в Кенигсберге — современном Калининграде, а тогда восточнопрусском городе. Рос в семье этнических евреев: отец был местным, мать — подданная Российской империи. Оба исповедовали лютеранство — таких евреев, перешедших из иудейской веры в христианскую, в России называли «выкрестами» — и всеми силами пытались влиться в довольно консервативное местное общество. Родители предлагали высокому, хиленькому Фридриху стать пастором: светловолосый бледноликий мальчик был бы идеальным немецким священником. Но, как это часто бывает, все пошло не по плану.
В 10 лет Фридрих побывал в Италии и просто влюбился в статуи древнегреческих и римских богов. «Скульптуры мужчин, которые правили миром, когда власть была вопросом физической силы, а не денег и оружия» — так он потом описывал увиденное и утверждал, что эти статуи открыли ему глаза на природу человеческого тела. В итоге мальчик увлекся анатомией и физической культурой. Родителей он не послушался, в семинарию не пошел, а в 18 лет, чтобы избежать военной службы, покинул родной дом и отправился в европейское турне вместе с бродячим цирком.
Молодой Мюллер регулярно качался, перетаскивал тяжести, купался в ледяной воде и вскоре нарастил приличную мускулатуру. В Брюсселе он подрабатывал натурщиком. В те времена это считалось далеко не самым приличным способом заработка. Зато его тело появилось в работах разных художников по мотивам древнегреческих мифов и библейских сюжетов. Эти картины до сих пор хранятся в Бельгийском королевском музее искусств.
Но Фридриху было мало того, что его фигуру ценили художники. А в цирке ему первое время не удавалось сделать себе имя. В конце концов он встретил знаменитого силача Людвига Дюрлахера, известного как Профессор Аттила. Тот увидел в юноше потенциал и взял его в ученики. Фридрих поменял свою фамилию на фамилию матери и начал выступать под псевдонимом Евгений Сандов. Именно под этим именем он стал известен современникам и запомнился потомкам.
Аттила посоветовал Сандову отправиться в Лондон — тогдашний «центр мира». Там, несмотря на строгость викторианских устоев, полуголые силачи выступали на конкурсах вроде современных телепередач «Минута славы» или «Америка ищет таланты», и такие шоу пользовались огромной популярностью. На одном из них Сандов победил «лучших из лучших» — Чарльза Сампсона и Циклопа.
«Он выглядел как обычный светловолосый мужчина, даже немного женственно. Но стоило ему скинуть одежду — и зрители были потрясены, увидев его роскошный торс», — пишет биограф Сандова Дэвид Уоллер. Сандов стал суперзвездой, живой легендой, Гераклом викторианской Англии. Другой биограф рассказывает, как Фридрих (теперь Евгений) однажды отправился в Амстердам, где на улицах стояли игровые автоматы-силомеры. Чтобы проверить свою силу, нужно было потянуть за рычаг. Сандов тянул, и рычаги ломались. Тогда он решил проверить на прочность все автоматы в городе. Местная полиция, обнаружив огромное количество разгромленных силомеров, отправилась искать банду вандалов (не мог же натворить такое всего один человек!), а потом поймала Сандова с поличным. Его доставили в участок, но, по рассказам самого силача, в итоге отпустили, впечатленные способностями «вандала-одиночки». Слухи об инциденте помогли Сандову собрать на свое следующее выступление полный зал.
Миллиардер
По всей видимости, Евгений Сандов быстро сообразил, что такое сила бренда — во времена, когда о таком понятии еще слыхом не слыхивали. Он не ограничивался ходами вроде псевдонима и громких городских скандалов.
Свои выступления Сандов превращал в большие шоу. Ему нужно было не просто поднять тяжелую гирю, а показать что-то по-настоящему впечатляющее, что-то такое, о чем зрители будут потом с горящими глазами рассказывать родственникам и друзьям. Силач поднимал штангу, на которой вместо блинов были корзины со взрослыми мужчинами, боролся со львом, держал на груди платформу с роялем и оркестром. Зрители хлопали в восхищении, но коллеги Сандова по цирку в какой-то момент заметили, что аплодисменты становились громче, когда атлет просто показывал свои мускулы в разных позах, напоминая скульптуры греческих богов.
Тогда Сандов сконцентрировался на совершенствовании своего тела. Он разработал авторскую методику тренировок. Сегодня словосочетания вроде «день ног», «три подхода по 12 повторений», «перерыв между упражнениями» знакомы многим, но в конце XIX — начале XX века системного представления об эффективных тренировках не было. Спортсмены просто тягали железо, кто сколько мог, пытаясь с каждым разом поднять больший вес. Сандов же разработал первую полноценную программу занятий. Именно с нее начались бодибилдинг и фитнес — «культуризм для любителей».
И она же стала продолжением бренда «Евгений Сандов». Тогда уже всемирно известный силач запустил собственный курс по преображению тела, который стоил десять долларов. Правда, в те времена для курсов не было специальных лендингов, мобильных приложений и рекламы в соцсетях. Программа тренировок рассылалась по почте вместе с бланком для отслеживания собственного прогресса. Еще Сандов стал издавать собственный журнал о физической культуре. Здесь тоже не обошлось без маркетингового хода: купи журнал за один доллар — и получи возможность выиграть авторскую программу тренировок.
Дальше — больше. Сандов открыл институт, ставший предтечей современных спортзалов (да-да, их тогда тоже не было). Сколько циркач на всем этом заработал, неизвестно, но точно можно сказать, что Сандов стал состоятельным человеком и настоящим селебрити.
Им интересовались разные люди, известные уже тогда и ставшие историческими личностями после. Томас Эдисон, легендарный изобретатель, снял короткометражный документальный фильм с Сандовым в главной роли — первую в истории кинокартину о бодибилдинге. Книгу качка-интеллектуала «Сила и как ее обрести» Джеймс Джойс поместил на полку главного героя «Улисса» — одного из самых громких и влиятельных романов XX века. А автор бестселлеров о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл сам увлекся бодибилдингом и даже судил первый конкурс для силачей вместе с Сандовым.
Плейбой
Зрители на выступлениях Евгения Сандова могли купить VIP-билет. Он позволял после представления пройти за кулисы, посмотреть на тело атлета вблизи и даже потрогать его мускулы.
Сандов мастерски умел позировать, чем привлекал бесконечное количество фотографов: несмотря на зарождение кинематографа, фотоискусство оставалось более понятной формой для массового потребителя. Фотографии при этом попадали не только на страницы газет и журналов, а еще и на бумажные открытки — на тот момент одну из главных медиаплощадок. Историки считают, что дешевые карточки с изображениями полуголого Сандова в эффектных позах заменяли обычным людям эротические журналы.
При этом силач был не просто секс-символом, но и первым профеминистом. В своих публикациях Сандов много писал о том, что важно признать за женщинами право одеваться комфортно, а не по моде — с этими убийственными корсетами и каблуками. Идеолог культуризма считал, что женщины так же, как и мужчины, могут заниматься бодибилдингом и оставаться при этом привлекательными. Подобное мнение было революционным для того времени.
О личной жизни Сандова биографы много спорят. Известно, что он женился на уроженке Манчестера, которая родила ему двух дочерей. Но семейная жизнь у пары не заладилась. Поговаривают, что муж-суперстар, разъезжавший с гастролями по всему миру, часто изменял своей жене. После смерти мужа она сожгла все его личные письма, поэтому о подробностях любовных приключений Сандова сегодня известно мало.
Филантроп
Деньги, вырученные за те самые VIP-билеты, которые давали право потрогать тело шоумена, шли на благотворительность.
Идол своего времени, Сандов не дожил и до 60 лет. Газеты писали, что он умер от кровоизлияния в мозг, предположительно из-за случая двухлетней давности, когда силач собственноручно вытащил из канавы свой автомобиль. Фанаты остались преданы ему и после смерти. Несмотря на то что вдова Сандова похоронила мужа в безымянной могиле, поклонники бодибилдера нашли место его захоронения и установили достойный своего героя памятник.
Сандов, хоть и был мегапопулярен при жизни, не увидел главного — распространения культуры, которую он хотел привить всему миру. Бодибилдеры стали звездами только в 1960–1970-х годах. Конкурс «Мистер Олимпия» — самое важное соревнование у культуристов — привлекал миллионы поклонников, его победителям стали вручать «Бронзового Сандова». Эту статуэтку лишь однажды выиграл самый известный бодибилдер XX века — Арнольд Шварценеггер. Позже он приобрел копию статуи Сандова в полный рост, которая сегодня хранится в запасниках лондонского Музея естествознания. В дальний угол музейного фонда ее убрали еще тогда, когда выставлять на всеобщее обозрение голые фигуры современников считалось безнравственным.
Автор: Ольга Обыденская
В иллюстрациях использованы фото: Bettmann / Contributor / Getty Images; Rischgitz / Getty Images; Jack Mitchell / Getty Images; Leber / ullstein bild via Getty Images; Rischgitz / Getty Images; Wikipedia / CC BY 2.5; Agasias of Ephesus / Wikipedia / CC BY 2.0; Musei Vaticani / Wikipedia / СС0
Проект создан при поддержке АНО «Институт развития интернета»