Как аккумуляторный завод в Рязани за 6 лет удвоил производственные мощности
Заряд аккумулятора
«Во время экскурсии стоит держаться группой, не терять коллег, не браться ни за что руками. В цехах предприятия идет работа с опасными веществами, в том числе с серной кислотой и свинцом. Последний входит в категорию веществ первой категории опасности для здоровья».
Генеральный директор Рязанского аккумуляторного завода «Тангстоун» Юрий Васильев начинает экскурсию для журналистов по производственным цехам предприятия с предостережений: случайный контакт со свинцовым порошком или серной кислотой может грозить серьезными проблемами для здоровья. За его спиной огромный стеллаж, заполненный коробками с решетками для аккумуляторов разного размера и назначения.
Васильев рассказывает журналистам о модернизации завода, продолжающейся с 2012 года. Ее косвенный итог — рост выручки предприятия за 12 лет с 0,3 млрд рублей в 2012 году до 4,3 — в 2023-м. Директор предприятия связывает это с разработкой и внедрением плана по развитию завода, который называется «РАЗ-Индустрия».
Васильев берет в руки одну из металлических решеток со множеством ячеек и объясняет базовый принцип производства аккумуляторов:
«В заготовительном цеху, где мы сейчас находимся, из свинца производят основные компоненты аккумуляторов. Свинец приезжает к нам в слитках, часть его идет на изготовление аккумуляторных пластин с ячейками, а также токоотводов, которые связывают множество решеток внутри батареи и через которые подводится напряжение к клеммам. Остатки материала стирают в порошок и взбивают вместе с кислотой и водой специальными миксерами — так получают свинцово-оксидную активную массу. Она помещается в ячейки пластин, которые соединяют между собой токоотводы и активную массу. Активная масса в первую очередь обеспечивает все характеристики батареи — внутреннее сопротивление, срок службы, электрические характеристики. Дальше идет сборка аккумуляторов, — рассказывает Васильев. — Наш завод выпускает продукцию по полном циклу: начиная от обработки сырья и выдачи в производство до изготовления готовой продукции».
Вдоль стены цеха установлено множество огромных, под самый потолок, светло-зеленых бочек, заполненных свинцовым порошком.
Завод «Тангстоун» был основан в 2004 году московской инжиниринговой компанией «Акку-Фертриб». Сейчас головная компания занимается продажей произведенных на предприятии аккумуляторов. Первоначально производство должно было располагаться в Краснодаре, но в итоге оно разместилось в Рязани, в том числе из логистических соображений. Сегодня общая площадь завода составляет 4 га, на нем работают порядка 430 человек.
На предприятии производят промышленные и стартерные аккумуляторы. Основная часть стартерных автомобильных аккумуляторов идет на российский потребительский рынок для замены отработавших своё аккумуляторов в легковых автомобилях, а также для комплектации грузовиков «КАМАЗ» и спецтехники «НЕФАЗ». На импорт продукцию отправляют в Казахстан, Узбекистан, Республику Беларусь, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Грузию и Саудовскую Аравию.
Промышленные аккумуляторы рязанского производства используют в самых разных отраслях промышленности, электроэнергетике, на железных дорогах, в ЖКХ и телекоммуникационных компаниях. Директор завода среди крупнейших клиентов из промышленного сектора упоминает компании «МТС», «Россети», «Ростелеком», «Росатом», «РЖД», «Газпром», «Московский метрополитен». Суммарно завод производит 1,2 млн автомобильных аккумуляторов в год.
Цена развития
Одна из сложностей производства аккумуляторов в том, что станков и оборудования для таких заводов в России не делают. Изначально машины были привезены из Англии в 2004 году с закрывшегося завода Tungstone, а когда в 2012 году появился запрос на их модернизацию, была разработана программа развития рязанского производства — «РАЗ-Индустрия». Она предусматривала поэтапную модернизацию, расширение или замену значительной части производственных линий.
В рамках программы модернизации в 2018 году началось сотрудничество завода с Фондом развития промышленности (ФРП). Значительная часть средств на модернизацию завода «Тангстоун» была предоставлена ФРП в виде льготных займов.