Как устроен параллельный импорт товаров
Российские маркетплейсы начали параллельный импорт товаров. Рассказываем, как в страну теперь попадает продукция ушедших брендов
Что такое параллельный импорт
Параллельный импорт — ввоз продукции без согласия владельца товарного знака. При параллельном импорте ритейлеры приобретают товары не напрямую у производителя, а у компаний-посредников. Импортером в таком случае считают того, кто ввез брендированную продукцию, а не официальных дистрибьютеров и дилеров.
Продукция, которую импортируют таким образом, считается «серой», но не «контрафактной» — она оригинальная, у нее есть лицензия и сертификаты качества.
Как организован параллельный импорт в России
В России продавать товары, ввезенные в условиях параллельного импорта, начали «Яндекс.Маркет» и Ozon. По информации собеседника «Коммерсанта», близкого к «Яндексу», на складах уже лежат первые партии электроники и бытовой техники. Ozon ввез по параллельному импорту продукцию Apple и анонсировал возможное появление товаров люксовых брендов холдингов LVMH и Kering.
Раньше импортировать в Россию продукцию брендов могли только их правообладатели или официальные дилеры — за этим следил Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). В конце марта в стране легализовали параллельный импорт. «Цель этого механизма — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. До сих пор их нельзя было продать на территории нашей страны без разрешения правообладателя», — прокомментировал это решение глава правительства Михаил Мишустин.
В мае Минпромторг утвердил список товаров, которые можно закупать по параллельному импорту. Это, например, автомобили (BMW, Toyota, Audi), электроника (Apple, Samsung, Sony), одежда и обувь. Всего — примерно 100 категорий. Эксперты отмечают, что активнее всего будут завозить бытовую технику и электронику, косметику, парфюмерию и одежду — доля таких товаров от российских производителей составляет 10–30%.
Тогда же, в конце весны, торговать по параллельному импорту продавцам разрешили маркетплейсы: «Яндекс.Маркет», Ozon и Wildberries. Желающим нужно подтвердить оригинальность товара и рассказать обо всей цепочке его приобретения.
По параллельному импорту продукцию в Россию ввозят через соседние Армению, Казахстан, Киргизию и Китай.
Как изменятся цены
Товары подорожают на 5–50%, предупреждают эксперты. Это связано с мерами предосторожности, которые придется вводить маркетплейсам, чтобы не допустить взрывного роста контрафакта. Так, платформы, вероятно, будут заниматься ввозом продукции сами или через проверенных партнеров.
Логистические трудности, которые отразятся на цене, связаны и с другим фактором: раньше часть иностранных товаров, например, телевизоры, собирали из импортных комплектующих на российских заводах — теперь товары будут завозить в готовом виде, из-за чего придется платить большую пошлину (за телевизоры — 10%).
Какие проблемы могут возникнуть
Несмотря на «внешнее» удобство ввоза продукции по параллельному импорту, у участников процесса могут возникнуть некоторые серьезные проблемы, напоминают эксперты. Главные риски для государства и потребителей связаны с контролем качества и последующим обслуживанием импортных товаров (например, купившему могут понадобиться запчасти, которые по параллельному импорту не ввезли).
Предприниматели же рискуют, в первую очередь, репутацией. «В перспективе правообладатель может прекратить сотрудничество с официальным дилером/дистрибьютором или привлечь его к ответственности», — говорит партнер агентства M. A. Research Анна Синявская.
Что еще известно
По параллельному импорту товары ввозят не только в Россию, но и, например, в США, Великобританию и Канаду. В 2000-е в нашу страну по ней импортировали в основном комплектующие для автомобилей. Отказаться от параллельного импорта решили в 2018 году, чтобы повысить инвестиционную привлекательность страны. Сейчас его возобновили, чтобы избежать дефицита популярных товаров.
Подготовила Ольга Обыденская