По России с любовью. Что дальше?
Бессменный колумнист «Сноба», владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рисует образ будущего туризма в мире, где все встало с ног на голову
В 2015 году на фоне отсутствия открытого противостояния в регионе, несмотря на продолжающееся санкционное давление на Россию, туристический рынок начал медленно восстанавливаться.
А к лету 2016 года от потрясений 2014-го не осталось и следа. Рынок рванул вверх.
В 2017 и 2018 годах в стране прошли мировые спортивные мероприятия — Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу, подстегнувшие дальнейшее бурное развитие индустрии гостеприимства. И туристической отрасли в целом. Но в 2020 году пять «тучных» лет вмиг разбились о пандемию коронавируса. Российская туристическая отрасль, наряду с мировой, на фоне карантина и самоизоляции впала в кому, оказавшись в числе самых пострадавших секторов глобальной экономики.
2021 год принес, наконец, долгожданное облегчение. Снятие ковидных ограничений, усталость от изоляции, отложенный спрос на путешествия сделали свое дело — туристы, прежде всего российские, принялись наверстывать упущенное. И массово поехали колесить по стране, наслаждаясь красотами Краснодарского края, Крыма, Алтая, осваивая новые маршруты в Карелии и на Алтае, на Камчатке и Северном Кавказе.
Но с 24 февраля 2022 года туристический рынок вновь замер. Россияне всерьез сократили свои поездки по стране и за рубеж. Из-за санкций западные сетевые операторы начали сворачивать свою деятельность в России. С прекращением активной деятельности иностранных управляющих компаний в стране мы потеряли доступ к масштабным разработкам стандартов сервиса, их развитую корпоративную культуру, маркетинг, внедрение современных IT-решений. И, конечно, их инвестиции в российскую гостиничную отрасль. В России есть немало локальных управляющих компаний, но они еще молоды, ведь тридцать лет назад не существовало российской HoReCA. И лишь с приходом в начале 90-х первых западных гостиничных операторов российские отельеры начали обучаться ремеслу гостеприимства.
Но вскоре паника и замешательство у потребителей сменились знакомством и изучением российских агрегаторов онлайн-бронирований, а уже к началу мая эти ресурсы вполне успешно заняли иностранную нишу. А заодно сформировали выгодный для гостиниц тренд — прямые бронирования через сайт, что позволяет отелям экономить значительные средства на комиссиях агрегаторов.
Так что же ждет российский туристический рынок и гостиничную отрасль в ближайшем будущем? В последние десятилетия на нем преобладали большие транснациональные гостиничные сети. Российские собственники объектов предпочитали отдавать им свои гостиничные активы в управление, в аренду или заключать с ними договора франчайзинга.
Но текущая ситуация внесла серьезные коррективы. И, вполне возможно, положила начало «европейской» модели управления гостиницами, где на рынке доминируют небольшие локальные сети, а львиную долю занимают независимые гостиницы под управлением небольших компаний или самого владельца. К слову, мой отель «Гельвеция» как раз является примером европейской модели «владельца у руля», или семейного династического отеля.
А россияне этим летом, не выезжая за рубеж, продолжат активно путешествовать внутри страны. Тут скажутся и дороговизна международного авиасообщения, и проблемы с российскими банковскими картами, и ограниченный вывоз наличных, и многое другое. Так, по данным Ростуризма, за период майских праздников четыре миллиона наших соотечественников путешествовали по стране. По прогнозам того же ведомства, до сентября текущего года 30–35 миллионов наших сограждан посетят российские туристические центры и курорты, что на 25–30% выше, чем за прошлый год.
За последние два года игроки в сфере туризма научились выживать без иностранных туристов.
Полагаясь на собственные силы и опыт, совместно с Ростуризмом, они продолжают находить креативные решения, внедряют интересные форматы путешествий, развивают новые маршруты и курортные направления — делают всё, чтобы вовлечь наших соотечественников и заставить их активно путешествовать по стране.
И россияне отвечают им взаимностью. Популярными стали природные локации Карелии, озера Байкал, республик Северного Кавказа, Краснодарского края, Крыма, Алтая и Дальнего Востока. А среди самых востребованных городских маршрутов — Санкт-Петербург, Москва, Казань, Сочи и Калининград.
Но по-настоящему прибыльным российский турбизнес сделают однажды вернувшиеся массовые иностранные путешественники. Ведь Россия — северная страна. Основная часть ее платежеспособного населения выезжает за рубеж, предпочитая отдых в теплых странах. Рано или поздно наши соотечественники с семьями, родственниками и друзьями вновь потянутся к южным морям — в любимые и доступные по цене Египет, Турцию, Вьетнам и Таиланд.
А иностранные туристы снова поедут к нам. Но не сейчас. К слову, экономические санкции давно не отпугивают иностранцев. К глобальной турбулентности рядовые путешественники давно привыкли. Первыми к нам наверняка поедут туристы из дружественных стран: арабских государств Ближнего Востока, Индии, Ирана, Турции, Кореи, Китая, Таиланда и Вьетнама. Ведь для них уже действуют электронные визы — по сути, упрощенный визовый режим.
А позже к ним присоединится и та часть туристов из европейских стран, США, Канады и Австралии, кто смотрит на мир иначе, стоит в стороне. И считает, что политика политикой, а культурное наследие такой великой страны, как Россия, отменить нельзя. Как раз те европейцы, кто уже сегодня подталкивает моего знакомого иностранного туроператора звонить мне. И интересоваться возможностью прокатиться по России. С любовью.