«В отличие от времен ковида, работать можно». Что происходит на российском рынке музыкальных фестивалей
Не успев оправиться от вынужденного простоя, вызванного коронавирусными ограничениями, промоутеры столкнулись с новыми проблемами после февраля 2022 года: зарубежный рынок оказался для них закрыт, а многие российские артисты уехали из страны. «Сноб» поговорил с организаторами крупных событий этого лета о ситуации в индустрии и прогнозах на фестивальный сезон — 2023
Афиша этого лета выглядит многообещающе. Свои лайнапы на этот сезон заявили как старожилы вроде «Дикой мяты» и «Стереолета», так и более молодые проекты, такие как, например, фестиваль «Будущее» или события «VK Музыки». «Индустрия оправляется от шока, — говорит основатель фестиваля Signal Сергей Фадеев. — В прошлом году стало сложнее морально, но мы делаем то, что нужно, в реалиях, которые есть. Людям нужен выход, нужно испытывать позитивные эмоции».
Вместе с тем к сезону-2023 фестивальный ландшафт сильно изменился — остаться на рынке удалось не всем. «Карту фестивалей покинули многие значимые проекты, от “Пикника “Афиши” до фестиваля “Боль”, которые всегда были долгожданными событиями, — говорит основатель фестиваля Chess & Jazz Ник Бабин. — Я бы не сказал, что индустрия оживает — скорее, меняет формат. Стало больше сольных концертов под брендом того или иного фестиваля. А “классические фестивали” с лайнапом на целый день на открытом воздухе ушли». Управляющий партнер «VK Музыка Summer Stage» Павел Камакин поддерживает мысль о переформатировании индустрии: «Обилие фестивалей обозначает всего лишь попытку коллективного преодоления трудностей, наступивших в связи с оттоком состоявшихся артистов и публики за рубеж. Появились новые хедлайнеры в каждом из направлений, сцена обновилась впервые за десятилетия. Но для того, чтобы сформировалась новая постоянная аудитория сольных концертов, потребуются годы».
Смена хедлайнеров — действительно одно из наиболее заметных для аудитории изменений. С одной стороны, российские фестивали потеряли и многих отечественных артистов, покинувших страну, с другой — из лайнапов событий практически исчезли иностранные артисты. «Иностранцев проблематично возить уже несколько лет: раньше тоже были ограничения, но связанные с ковидом. Но мы рады, что многие иностранные артисты [и сейчас] поддерживают нас и радуют гостей своими выступлениями. Например, на сцене Signal состоятся выступления сразу нескольких хедлайнеров из Европы и Южной Америки», — говорит Фадеев.
Основатель «Стереолета» Илья Бортнюк отмечает, что в этом году у фестиваля всего два иностранных хедлайнера — турецкая группа Lalalar и израильская певица Shiran. Еще пять лет назад зарубежных артистов в лайнапе было в восемь раз больше. В похожей ситуации находится и Chess & Jazz. «Раньше 70% лайнапа состояло из иностранных артистов, от звезды джаза Gregory Porter до андеграундного Kamaal Williams. И конечно, у нас были большие планы на иностранную сцену, — рассказывает Ник Бабин. — С точки зрения слушателя в этом году у нас получилась весьма достойная программа, где каждый артист — жемчужина. Одна из них — выступление Антона Беляева, который представит свой нашумевший проект LAB специально для Chess & Jazz в сопровождении оркестра и хора».
Впрочем, ограничения коснулись не всех. «Основой нашего проекта всегда были выступления артистов локальной сцены, поэтому нас все происходящее коснулось в значительно меньшей степени, чем другие фестивали, — говорит сооснователь Roof Fest Александр Гамаюнов. — Но и незаметно это тоже не прошло. Если в доковидные времена за лето выступало до 45 артистов, то в сезоне-2023 мы не превысим отметку в 30». Значительных изменений не произошло и в программе «Дикой мяты», где исторически привозные артисты составляли крайне малую часть лайнапа. Генеральный продюсер фестиваля Андрей Клюкин признается, что программа «Дикой мяты» ежегодно обновляется на 70%: организаторы делают упор на поиск и поддержку ярких новичков.
Сократившийся пул артистов и большое количество событий после пандемийного застоя привели к дефициту и, как следствие, повторам в лайнапах. Чтобы выдержать конкуренцию, организаторы стараются сохранить уникальность каждого события — за счет разных форматов и концепций. Например, Summer Stage в коллаборации с «VK Музыкой» берет разнообразием жанров и продолжительной программой — концерты на площадке расписаны до конца теплого сезона. Chess & Jazz, напротив, сужает границы лайнапа до одного жанра, добавляя в концепцию события, связанные с шахматами и определенным лайфстайлом, соответствующим аудитории фестиваля. А Roof Fest приземляет концерты с питерских крыш на московскую террасу VK Gipsy. «В нашем сезоне есть новые группы, которые ранее у нас не выступали, новые поэты. Что касается реакции зрителей, то каждый выбирает тот формат, который ему ближе, возможно, на каких-то артистов сходит и дважды. Например, я была на выступлении Агутина, а скоро он будет выступать на нашем фестивале — и я тоже с удовольствием пойду на его концерт», — говорит co-founder и гендиректор Roof Fest Вероника Петровская.
Проблемы в повторяемости лайнапов не видит и Андрей Клюкин: «Есть фестивали, которые формируют и поддерживают разные пласты музыки. Например, “Нашествие” задает вектор развития русского рока. На “Доброфесте” год за годом играют альтернативу и панк-рок. “Дикая мята” занимается инди-музыкой. Разумеется, все они делают небольшие реверансы в сторону друг друга. Но, если положить на стол три афиши, станет ясно, что они совершенно разные, и каждый имеет свое лицо».
Сложившаяся ситуация привела к тому, что, по словам гендиректора агентства TCI Эдуарда Ратникова, только московский рынок концертов потерял 700 тысяч участников — артистов, сотрудников и зрителей, которые регулярно ходили на концерты. Наличие такой тенденции подтверждает и Илья Бортнюк из «Стереолета»: по его оценкам, объем концертного рынка сократился минимум на 50%. Но организаторы сохраняют оптимизм. «Интерес [к фестивалю “Стереолето”] у зрителей достаточно большой. Я не могу сказать, что мы потеряли в количестве (да и в качестве) аудитории. Может быть, в том числе потому, что фестивалей стало меньше», — говорит Бортнюк. Высокий интерес отмечает и Бабин из Chess & Jazz: «Мы знаем, какую музыку ждет наша аудитория, и, судя по отклику, музыкальная программа попала в точку. В прошлом году все билеты на событие были проданы — уверен, что повторим эти результаты в новом сезоне». По словам Сергея Фадеева, на данный момент Signal уже продал 60% билетов от запланированных рекордных для фестиваля 20 тысяч. Об аналогичной динамике продаж говорит и Клюкин из «Дикой мяты».
«Сейчас очень тяжело работать — надо быть внимательным и осторожным, — признается Павел Камакин. — Но, в отличие от времен ковида, работать можно».
Подготовила Юля Рябова