
Струны из овец и флейты из самшита: как устроен оркестр эпохи барокко
Струнные инструменты

Как и в современном оркестре, в состав барочной струнной группы входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Струны этих инструментов были жильными, то есть изготавливались из сухожилий животных: такая, казалось бы, варварская затея обеспечивала благородное звучание. Сегодня ни одна овечка не страдает — в современном оркестре музыканты преимущественно используют инструменты с металлическими струнами. Жильные, однако, не исчезли, а заменились на нейлон и синтетику — именно такие, близкие к оригиналу, струны используют нынешние музыканты-аутентисты, продолжатели традиций музыки эпохи барокко.
Что касается смычка, то в барочном оркестре он тоже особенный: изгибы его корпуса напоминают охотничий лук, а профиль «носика» — лебединый клюв. И пусть в оркестре эпохи барокко все инструменты фактически представляют собой ансамбль солистов, струнной группе отведена особая роль. Именно для нее композиторы того времени создавали как виртуозные, эффектные, так и лирические, певучие мелодии.
Еще в составе струнной группы барочного оркестра можно услышать теорбу — разновидность лютни (их отличает разная техника исполнения). Внешне теорба похожа на большую гитару, но ее чарующие переборы струн заставляют вспомнить переливы арфы.
Духовые инструменты

В барочном оркестре они всегда дополняли звучание струнных — иногда даже играли вместе с ними одни и те же ноты, не имея собственных партий. Духовые делились на деревянные и медные, но тембр, выразительность и технические возможности у них были иными, чем у их современных аналогов.
Деревянные духовые отличались от современных малым количеством клапанов (отверстий, из которых выходит звук), что позволяло исполнителю создавать лишь ограниченное количество комбинаций пальцев. Большинство духовых инструментов эпохи барокко изготавливались из самшита — вечнозеленого дерева — и были сконструированы так, чтобы их голоса не только отлично выделялись в составе оркестра, но и соединялись по своему окрасу с «родственниками».
Типичный состав деревянных духовых инструментов — это барочный гобой (имел всего два клапана), барочный фагот (из-за тонкой конструкции его звук похож на виолончельный) и траверс-флейта — инструмент с одним клапаном. Несмотря на примитивное устройство, траверс-флейта обладала богатыми выразительными возможностями и неповторимым звучанием.
Медную группу духовых инструментов представляли трубы и валторны. Их особенность заключалась в том, что они были натуральными, без привычных сегодня вентилей и клапанов, — то есть играть на них можно было только конкретные звуки по определенному звукоряду. Примерно до 1700 года валторны звучали чаще всего на охоте, а трубы — на официальных торжествах. «Проникновение» этих инструментов в академическую музыку позволило композиторам расширить палитру оркестровых тембров и достичь мощного звучания. А еще труба нередко вступала в виртуозное соревнование с певцом — впрочем, несмотря на возможность воспроизведения самых подвижных мелодий, побеждал последний.
Ударные инструменты
В эпоху барокко еще не было барабанов, тарелок, ксилофона и другой перкуссии, которую мы привыкли слышать на концертах. Главным ударным инструментом музыки XVIII века можно назвать литавры, по которым музыкант ударял палками, сделанными из дерева или слоновой кости. Звучание литавр было не приглушенным и гулким, как сегодня, а, наоборот, громким и отчетливым, поскольку корпус инструмента обтягивала довольно грубая кожа. Композиторы эпохи барокко использовали литавры, чтобы подчеркнуть торжественность и помпезность звучания. Многие музыканты-литавристы были военными и вместе с трубачами фанфарами возвещали о победе или прибытии на ту или иную церемонию высокопоставленных лиц.
Клавесин



Настоящим сердцем барочного оркестра, его двигателем и механизмом, является предок рояля — клавесин. Часто клавесин выполняет функцию аккомпанемента, становится неким фундаментом для других инструментов и вместе с виолончелями, контрабасом и фаготом исполняет партию basso continuo — ритм-секцию музыки эпохи барокко.
Звук клавесина невозможно спутать ни с каким другим: резкий, дребезжащий, «сухой», он ярко выделяется в оркестре. Несмотря на то что внешне клавесин напоминает рояль, звукоизвлечение у него совершенно другое. Чтобы сыграть фрагмент произведения тише или громче, исполнитель должен отрегулировать динамику на регистрах, которые включаются специальными рычажками или кнопками, находящимися по бокам клавиатур (у клавесина, в отличие от рояля, их две).
Игра на клавесине окончательно сформировалась в эпоху Людовика XVI, когда господствовал галантный стиль. Он же нашел свое отражение и в визуальной отделке инструмента: корпус украшался рисунками великих живописцев, резьбой. Сегодня клавесин находится позади струнной и духовой групп барочного оркестра, однако его голос прекрасно слышен — особенно тогда, когда в произведении композитор дал ему возможность «сказать» выразительный монолог.
Подготовила Надежда Травина