«Это происходит чаще, чем можно предположить». Эксперт — о скандале с банкетом для заключенных в орловской колонии
На кадры ролика попали накрытые во дворе колонии столы с напитками и едой, вокруг которых стояли десяти заключенных. Звучали лозунги «Христос воскресе!» и «Жизнь ворам!». Как сообщает «Интерфакс», областная прокуратура назначила проверку и пообещала дать оценку тому, как сотрудники колонии контролировали соблюдение режимных требований в учреждении.
Что еще известно:
Позже заместитель начальника Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) Валерий Максименко заявил, что руководство и сотрудников орловской колонии, допустивших банкет заключенных, уволят за «предательство интересов службы». «Предатель — он везде предатель. В любой среде, в любом коллективе. И имя им "крысы", это диагноз, это болезнь. И лечится она хирургически», — сказал он.
Мнение эксперта:
По словам соавтора «Бутырка-блога» и исполнительного директора движения «Русь сидящая» Ольги Романовой, подобные видео попадают в открытый доступ довольно редко, но «на самом деле это происходит гораздо чаще, чем можно предположить». «Можно сделать вывод, что это оперативная съемка, это не сами ребята снимали. Опера прекрасно знали, что происходит, и принимали в этом участие, ведь все это богатство стола нужно было поставить, накрыть, все это на виду у всей зоны и видеокамер. Они ничего не могли с этим сделать или просто не хотели», — говорит Романова, отмечая, что сама склоняется ко второму варианту.
«Нет уже ни "красных зон" (где главенствует администрация — прим. "Сноб"), ни черных (где заключенные имеют большое влияние — прим. "Сноб"), есть взаимовыгодное сотрудничество "блатных" и "милиционеров". Как оно достигается и зачем? Чего хочет начальство, опера, начальник зоны: чтобы заключенные не жаловались, чтобы не было проверок, чтобы они делали свой маленьких частный бизнес, продавали УДО (условно-досрочное освобождение — прим. "Сноб") и прочее. Полторы-две тысячи человек на зоне, как всем заткнуть рот? Надо, чтобы кто-то за этим следил — это и делают сами заключенные. На любой зоне есть "блаткомитет" — люди, которые решили жить в криминальном мире. Там общак, а также негласное руководство зоной. Начальник договаривается со смотрящим, с представителем "блаткомитета", чтобы заключенные не писали жалобы. Он следит. Тех, кто жалуются, потом бьют, их "опускают", угрожают и так далее. Ведь можно не только писать жалобы, а родственникам рассказать, а они — дальше. Нужно, чтобы начальник мог спать спокойно и не было никаких проблем. Взамен услугой на услугу: наркотрафик и то, что мы с вами видим», — рассказывает эксперт.
Романова считает, что банкет в орловской колонии — яркий пример «сращивания сил "блаткомитета" и управления тюрьмы». «Обратите внимание на количество человек на видео: там присутствуют только представители "блаткомитета" и приближенные, это не вся колония, столы накрыты не на 1,5 тысячи человек, а максимум на 100. Это все никоим образом не акция по социализации заключенных, потому что для этого есть официальные НКО (некоммерческие организации — прим. "Сноб"). Это лишь знак уважения блаткомитету», — рассуждает она. Эксперт также добавила, что общество обязано социализировать заключенных, ведь, в противном случае, они идут вновь совершать преступления. «Этим должны заниматься НКО. Конечно, они не должны делать банкеты, но социализировать заключенных просто необходимо», — отметила она.