Почему законопроект о суррогатном материнстве нарушает права россиян
Депутаты Госдумы разработали законопроект, который запрещает иностранцам и одиноким людям получать услуги суррогатного материнства. Документ уже поддержали в Следственном комитете. Эксперты рассказали «Снобу», как сегодня действует программа суррогатного материнства для одиноких мужчин и женщин и почему предложенный законопроект нарушает права человека
В пояснительной записке к проекту (есть в распоряжении «Сноба») говорится, что для россиян практика суррогатного материнства «создает прямую и косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам, представляет как минимум угрозу общественной, экономической безопасности, безопасности личности, а также биологической безопасности». Для иностранцев, считают его авторы, суррогатное материнство — альтернатива усыновлению российских детей, запрещенному после вступления в силу «Закона Димы Яковлева» или, как его еще называют, «Закона подлецов».
Разрешить пользоваться услугами суррогатных матерей депутаты планируют только россиянам или людям с российским видом на жительство от 25 до 55 лет. При этом они должны не менее года быть в браке и иметь справку о том, что не могут выносить ребенка сами.
Сурматеринство подорожает в три раза — до 150 тысяч долларов
Директор компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев — эксперт в области репродуктивного права — в комментарии «Снобу» рассказал, что 11 лет назад в суде доказал, что одинокая женщина может стать матерью по программе суррогатного материнства. Спустя год он же доказал, что такое право есть и у одинокого мужчины. С тех пор российские органы ЗАГС по решению российских судов выдали сотни свидетельств о рождении детей, которые родились у родителей-одиночек от суррогатной матери. В России за прошедший год, по его словам, родилось более 500 детей по программе суррогатного материнства.
Если закон все-таки примут, то одинокие россияне смогут воспользоваться услугой суррогатного материнства, например, в США, но стоить это будет порядка 150 тысяч долларов. В то время как в России, по словам Свитнева, услуга стоит около 3,5 миллиона рублей (48 тысяч долларов — Прим. “Сноб”).
Важно уточнить, что речь идет только о гестационном суррогатном материнстве. От традиционного — запрещенного в России и Европе — оно отличается тем, что суррогатная мать вынашивает ребенка, с которым у нее нет генетического родства.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай в беседе с корреспондентом «Сноба» заявила, что поправки «откровенно дискриминационные и непродуманные, сформулированы популистски и спекулятивно <...> Все ссылки на статистические данные (в пояснительной записке сказано, что за период отсутствия запрета на усыновление для иностранцев из страны вывезли более 60 тысяч детей — Прим. “Сноб”) и иные сведения, на которые опирались авторы поправок, — голословны и не подтверждены ни одним источником».
Дискриминация, по ее словам, касается одиноких людей, которые не могут выносить ребенка по медицинским показаниям. По мнению юриста, депутаты пытаются навязать россиянам «ригидные стандарты “идеальной семьи”»: женатые больше года мужчина и женщина старше 25 и моложе 56 лет.
«Им понравилось число 55»
Президент Российской ассоциации репродукции человека Владислав Корсак считает, что законопроект о запрете услуги суррогатного материнства для одиноких россиян разработали «не сведущие в медицине люди». Например, они не подумали и о замужних женщинах младше 25 лет, которые тоже по медицинским показаниям не могут выносить ребенка.
«55 лет — тоже странно, а почему не 56 или 54? Ответа нет, потому что это личные представления авторов о том, что женщина 55 лет не может вырастить ребенка, вывести его в люди. Правильней было бы ориентироваться на детородный возраст, который у женщин отсчитывается с момента полового созревания до 49 лет — так признано во всем мире. Разумно тогда было бы ограничить помощь именно детородным возрастом, но авторы про это не знают, им понравилось число 55», — высказался Корсак в комментарии «Снобу».
Зампредседателя Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина опубликовала подробный комментарий о том, почему выступает против законопроекта. По ее словам, проблема законодательства в сфере суррогатного материнства есть во всех странах, так как биотехнологии бросают вызов традиционным взглядам на родительство. При этом, пишет Пушкина, желание любить и воспитывать ребенка — естественная и глубокая потребность человека, а суррогатное материнство дает надежду людям с проблемами репродуктивной функции.
Она назвала законопроект «несправедливым» к одиноким людям. Кроме того, считает Пушкина, новые правила могут стать «явной почвой» для коррупции и бюрократии, ведь супругам, нуждающимся в услугах суррогатной матери, придется получать справку от консилиума врачей.
По запросу депутата коллегия адвокатов Pen&Paper составила заключение по предложенному в Госдуме законопроекту. В документе (есть в распоряжении «Сноба») говорится, что инициатива нарушает права человека, гарантированные Конституцией и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Также юристы указывают, что, согласно практике Европейского суда по правам человека, «семейная жизнь» не ограничивается брачными отношениями.
Кто поддержал инициативу Госдумы
Единоросс, глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев сказал, что поддерживает инициативу, но ее еще нужно «подшлифовать»: «то есть мы будем выходить на внесение законопроекта, когда будем убеждены, что все запятые расставлены правильно, что от этого никто не пострадает, самое главное — не пострадает ребенок».
Позицию Следственного комитета объяснила руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Евгения Минаева: «Я не думаю, что здесь мы что-то нарушим, защищая права именно ребенка, а не человека, желающего купить себе эмбрион. Хотелось бы отметить, что такая деятельность не должна носить признаков торговли людьми и коммерческую основу не ставить во главу угла». По ее словам, ведомство даже поторопило бы принятие законопроекта.
СК и Госдуму поддерживает почетный профессор РНИМУ имени Пирогова Ирина Силуянов. Она назвала законопроект «разумным» и направленным на безопасность страны, сохранение ее моральных принципов.
«Страна превращается в государство, которое способствует и разрешает торговлю своими детьми. Это резкое падение морального и в связи с этим и политического статуса и авторитета страны, а это все элемент национальной безопасности. Во множестве европейских стран суррогатное материнство запрещено вообще, и это неслучайно. Действие это само по себе, по своей сути – свидетельство аморальных отношений между людьми, это раз. А во-вторых, есть и другой очень важный фактор: суррогатное материнство способствует уничижению прав детей. Особенно если речь идет об участии одиноких мужчин или женщин. Их одиночество уничижает право ребенка иметь отца или мать», — сказала она в комментарии «Снобу».
Мировая практика
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что суррогатное материнство запрещено во многих странах Европы, в том числе Франции, Германии и Швейцарии, а также Китае, Японии, Индии и в некоторых штатах США. В остальных странах программы действуют с «существенными ограничениями и нередко жесткими наказаниями».
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай обращает внимание, что в европейских странах законодательство о суррогатном материнстве, в первую очередь, направлено на защиту интересов родителя и ребенка. Например, в Германии запрет суррогатного материнства, по логике федерального минюста, призван защитить ту близость, которая происходит в отношениях матери и ребенка во время беременности, в России во главу угла ставят «национальные интересы», а также «экономическую и биологическую безопасность» страны.
Материал подготовили Екатерина Тимофеева, Кристина Боровикова, Асхад Бзегежев