Ломпа задержали около трех часов дня 31 января, когда он шел к «Матросской тишине». Он рассказал «Снобу», что сначала в автозаке условия были нормальными: «Сотрудники выпускали нас в туалет, не забирали телефоны, но вели себя по-хамски. На все просьбы у них был один аргумент: "А зачем вы выходили [на акцию]?"».

В 17:00 его привезли в Троицкий РОВД. Из РОВД отпустили девушек, которые ехали с Дмитрием в одном автозаке, а мужчинам дали ознакомиться с протоколами — так они узнали, что «проходят» по статье об участии в несанкционированном митинге, повлекшем создание помех работе транспорта. Вечером часть задержанных перевезли в РУВД Щербинка, где им удалось поспать.

Утром 1 февраля людей доставили в суд. Их по очереди вызывали в зал, и заседания длились достаточно долго. Как объяснил Дмитрий, первые четверо задержанных узнали свой приговор еще в 11 утра, окончание же всех слушаний им пришлось ждать в холодных автозаках до восьми вечера. Самого Ломпа приговорили к двум неделям административного ареста. После — осужденных продолжили возить по Москве и ТиНАО: сначала в РОВД Троицка, затем в травмпункт, где нужно было рассказать о побоях, если они были (по словам Ломпа, у осужденных их не было) и, наконец, в спецприемник Сахарово — центр, где содержат мигрантов перед депортацией. Теперь там размещают и арестованных на протестных акциях.

К последней точке автозак с заключенными приехал в два часа ночи 2 февраля, но запускать людей в здание сотрудники не торопились, из машин с арестованными образовалась очередь.

«Все двигалось очень-очень медленно. В нашем автозаке было 23 человека: 20 из них очень тесно сидели, трое стояли. Кто-то смог вздремнуть. Я не спал ни вчера, ни сегодня (1 и 2 февраля. — прим. “Сноб”). Нам давали воду и сухпаек. Мы толком [ничего] не знали, что происходит, почему ждем — силовики не объясняли ничего. Было очень некомфортно, тесно и холодно», — рассказал «Снобу» Дмитрий.

Около девяти утра задержанные наконец попали в спецприемник, там их разместили в камеры по 10 человек. Условия, по словам Ломпа, нормальные: есть спальные места, отопление и питание. «Духом не падаем. Здесь отличная компания — лучшие люди», — пояснил он.

Член ОНК Марина Литвинович заявила «Снобу», что обеспокоена ситуацией с автозаками. Наблюдатель рассказала, что всех людей из автобусов вывели лишь к утру — эту информацию она получила от начальника спецприемника в Сахарово.

«Система МВД Москвы столкнулась с беспрецедентным количеством арестованных и задержанных и не может их "переварить"», — объяснила «Снобу» Литвинович. Общественница напомнила, что ранее в спецприемники за пределы Москвы и на ее окраины вывозили лишь лидеров оппозиции, например, Юлию Галямину доставляли в Можайск. Однако, по словам Литвинович, отбывание ареста в Подмосковье и ТиНАО ранее не являлось постоянной практикой. «Люди, оказавшиеся ночью в автозаках будут писать жалобы, мы со своей стороны пытаемся им помочь. Мы обращаемся по этому поводу и в ОВД Москвы, и к уполномоченному по правам человека», — заключила член ОНК.

Ситуацию прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: «Все видят эти сообщения СМИ <...> поэтому это повод для того, чтобы конкретные факты проверить. Безусловно, это должно быть проверено». По его словам, если информация подтвердится, то будут приняты соответствующие меры.

Разобраться в ситуации потребовал и глава СПЧ Валерий Фадеев: «По моей информации, сейчас все люди размещены, находятся в тепле, им предоставлены койки и еда, долгое время они были без еды. И по на нашему сигналу, по сигналу СПЧ, будет проведена служебная проверка».

Вечером 2 февраля к миграционному центру в Сахарово приехали еще два автозака и один автобус с задержанными, сообщает «Новая газета». В них могут находиться около 50 человек.

Подготовила Кристина Боровикова при участии Елизаветы Папазовой

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь