Что произошло:

2 января в городе Жанаозен Мангистауской области начались массовые акции протеста против повышения цен на сжиженный газ (топливо, которым в регионе заправляют большинство автомобилей) — с Нового года его стоимость увеличилась в два раза: с 60 до 120 тенге за литр (примерно с 10 до 20 рублей).

Утром собравшиеся на одной из городских площадей записали видеообращение к региональным властям с требованием снизить цены на газ до прежнего уровня. Позже на улицах Жанаозена начались массовые акции протеста — на них вышли сотни людей.

Как рост цен объясняли власти:

Одним из первых объяснить повышение цен решил глава управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мангистауской области Бердибек Картбаев. По его словам, газ подорожал из-за начала торгов топливом на торговой бирже, а также из-за повышения отпускной цены за литр в Атырауской области, откуда на АЗС Жанаозена поставляют часть недостающих объемов газа. В администрации заявили, что это происходит из-за того, что единственное предприятие в регионе — Казахский газоперерабатывающий завод — «не покрывает его [региона] потребности».

Картбаев подчеркнул, что «на сегодняшний день износ основного оборудования завода составляет 90%», а окончательный выход предприятия из строя «грозит полным прекращением поставок сжиженного нефтяного газа в регион».

Вечером 2 января в Министерстве энергетики Казахстана заявили*, что «потребление газа» в стране с каждым годом росло, а объемы производства оставались на том же уровне, что и раньше, именно поэтому с января торги сжиженным газом стали проводить через товарные биржи — это, уверяли власти, поможет «сбалансировать цену на газ на основе спроса и предложения» и привлечь инвестиции «для создания новых производственных мощностей».

В ночь на третье января на фоне неутихающих протестных акций президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил правительству «срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене с учетом экономической целесообразности, в правовом поле». Вскоре в пресс-службе премьер-министра Казахстана Аскара Мамина сообщили, что владельцы заправок области из-за «социальной ответственности бизнеса» решили снизить стоимость газа со 120 до 85-90 тенге за литр. Большинство протестующих в Жанаозене это не устроило — они остались* на улице на ночь.

«Мы все еще стоим. Но никто из представителей властей к нам так и не пришел. — говорили* утром понедельника собравшиеся. — Мы вчера [2 января] перекрывали дорогу, было около тысячи человек. Ночью прибыло много полицейских и спецназ, они многих вытеснили с площади. <...> Но мы все равно будем стоять, пока не выполнят наше требование».

Что было дальше:

3 января на улицы городов Мангистауской области вышло больше тысячи человек — в том числе работники нефтяных предприятий. Некоторые из них заявили, что готовы объявить забастовку, если требования протестующих не удовлетворят. Эти требования к утру понедельника расширились: теперь собравшиеся выступали не только за снижение цен на топливо, но и за решение проблемы безработицы и дефицита питьевой воды, а также отставку правительства и уход из политики первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который остается главой Совбеза страны.

В этот же день протестовать стали и в других крупных городах: в Алматы, Актау, Атырау и Шымкенте. На новые требования протестующих власти не реагировали, на старые — отвечали: восстановить прежние цены не получится «из-за законов рынка».

Как протестные акции переросли в столкновения с полицией:

Четвертого января члены правительственной комиссии, которой поручили урегулировать цены, заявили, что договорились о снижении стоимости газа до 50 тенге за литр. Несмотря на это, протесты продолжились.

В нескольких городах Казахстана (в том числе в Алматы, Таразе, Актау) начались столкновения протестующих с полицией. В Атырау собравшимся удалось прорвать оцепление у центральной площади — там они окружили губернатора Махамбета Досмухамбетова и не позволили ему уехать.

Наиболее массовые протесты проходили в Алматы, где на улицы вышли тысячи человек. Там силовики применяли светошумовые гранаты, а протестующие громили полицейские машины. В результате столкновений по всей стране пострадали 95 силовиков, 37 служебных машин были повреждены или сожжены. Среди задержанных в бывшей столице Казахстана — оппозиционер, глава незарегистрированной Демократической партии Казахстана Жанболат Мамай. Всего «за нарушение общественного порядка» в стране задержаны более 200 человек.

Вечером в Казахстане перестали работать мессенджеры Telegram, WhatsApp и Signal. В «Beeline Казахстан» объяснили, что услуги мобильного интернета ограничены «по независящим от компаний причинам». А казахстанский оператор Kcell заявил, что «компетентные органы проводят мероприятия в интересах обеспечения антитеррористической и общественной безопасности».

Протестующие заявили, что будут оставаться на площадях городов всю ночь.

Что сделали власти:

Вечером четвертого января президент Казахстана записал видеообращение, в котором призвал протестующих «проявить благоразумие» и не совершать незаконных действий.

Ночью он подписал указы о введении режима чрезвычайного положения в городе Алматы и в Мангистауской области страны. Режим ЧП будет действовать в обоих регионах до полуночи 19 января, в них вводится комендантский час (с 23:00 до 7:00) и запрет на массовые мероприятия и забастовки, а также ограничивается «перемещение, в том числе въезд на территории, где объявлено чрезвычайное положение, и выезд с них».

Через несколько часов после публикации этих указов на сайте президента появился еще один — об отставке правительства.

Утром пятого января Токаев заявил, что правительство «несет особую вину за сложившуюся в стране протестную ситуацию». Он поручил ввести временное госрегулирование цен на сжиженный газ, бензин, дизель и продовольственные товары. Также Токаев ввел чрезвычайное положение в третьем регионе страны — Алматинской области.

*Ссылка ведет на сайт «Радио Азаттык» — это дочерняя структура СМИ «Радио Свобода», которое признано Минюстом иностранным агентом.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь