О реакции:

Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова в разговоре со «Снобом» назвала это событие «отчасти радостным», поскольку дети давно хотели вернуться в школу. С другой стороны, пока для них «нет никакой определенности», сохранится ли это положение до конца года, а что-либо прогнозировать сложно, поскольку, считает Менькова, действия мэрии Москвы по части борьбы с пандемией нелогичны.

«Все дополнительное образование — художественные, спортивные школы — остаются на дистанционном обучении. Вы можете себе представить спортсменов на дистанционке? Со мной недавно связывалась мама ребенка, который ходит в хореографическое училище, и просто плакала, рассказывая, что дети вынуждены заниматься в своих гостиных, они выворачивают лодыжки, ударяются о мебель. Так что спортсмены, музыканты и художники остались на дистанте. Поэтому отмена дистанционки — это долгожданная новость, но облегчения нет», — говорит она. 

Руководительница «Родителей Москвы» также обращает внимание, что до сих пор нет постановления главного санитарного врача России или региона о том, что эпидемиологическая обстановка не позволяет детям учиться в школе, поэтому, считает она, основания для «дистанционки» никогда и не было. Однако если бы такой документ существовал, то она не хотела бы, чтобы ее ребенок посещал школу.

О мотивах:

На вероятные политические мотивы властей Москвы в беседе со «Снобом» указал политолог Аббас Галлямов: по его мнению, решение может быть продиктовано настроениями среди людей. Он напомнил, что дистанционное образование в России — самая нелюбимая народом антиковидная мера, согласно декабрьскому опросу «Левада-центра.

«Это было единственной из введенных государством мер, которая набрала негатива больше, чем позитива, все остальные меры были восприняты скорее положительно, чем отрицательно. Плюс это не просто абстрактное отношение к данной мере, ведь началось конкретное социальное движение — стали формироваться родительские группы, появилось движение "‎Родители Москвы". Как свидетельствует практика, общий политический протест часто вырастает из таких протестов по конкретным неполитическим поводам», — говорит Галлямов.

Политолог замечает, что в условиях общего роста протестных настроений и падения рейтингов чиновников угроза перерастания недовольств из-за неполитических поводов в политический протест увеличивается, — особенно в свете предстоящих думских выборов, которые в Москве ожидаются сложными для власти.

«Можно предположить, что людей постарались меньше раздражать и самое главное не давать им повода к консолидации к совместному действию. Отсутствие навыков совместного действия у населения — главный ресурс авторитарной власти», — считает эксперт.

Одновременно с этим нельзя однозначно утверждать и то, что властям выгоден алармизм, связанный с пандемией, считает Галлямов, ведь существуют как ситуации, когда рейтинги властей в таких условиях растут, так и прецеденты, когда падают.

«Все зависит от того, насколько эффективными сочтет общество действия властей. Если у Собянина нет возможности продемонстрировать эффективность в борьбе с ковидом, то его рейтинг будет падать. И ему создать ощущение, что проблема решается и мы выходим из кризиса, наоборот, будет выгодной. Здесь есть одна закономерность — когда пандемия только начиналась, рейтинги всех правительств росли. Наблюдался эффект сплочения вокруг флага — это когда люди, будучи напуганными, обнуляют все претензии к правительству и ждут от него помощи и спасения от сложной ситуации. Но в России этот эффект длился всего две-три недели — с конца марта по начало апреля. После этого падение рейтингов Путина возобновилось, а в Австралии этот эффект держится уже больше полугода», — замечает Галлямов.

Глава «Родителей Москвы» Илона Менькова солидарна в том, что решение об отмене дистанционного обучения продиктовано настроениями среди родителей: «Это своего рода выпуск пара, послабление». «Люди уже очень злые из-за дистанта. Эта злость не на пустом месте. Наших детей принесли в жертву», — говорит она.

Есть ли опасности:

По мнению кандидата медицинских наук, члена Союза педиатров России Ирины Добрецовой, решения об отмене дистанционного образования ждали давно. «Доказано, что дети не являются такой серьезной угрозой в плане распространения коронавирусной инфекции, и болеют они очень редко. Дети уже должны выходить в школы и посещать кружки, учитывая, кроме всего прочего, их длительный период пребывания дома — им нужна физическая активность. Если мы затянем процесс дистанционного обучения в домашней обстановке, дети могут столкнуться с серьезными проблемами: ожирением, снижением зрения, артериальной гипертонией», — говорит она. 

При этом в школах, продолжает Добрецова, никаких опасностей детей не ждет. Для такого мнения есть несколько причин: во-первых, все алгоритмы действий в случае обнаружения коронавируса в школах хорошо отработаны; во-вторых, нет опасений, что дети могут заразить учителей; в-третьих, появилась вакцина.

«Дети — не основные переносчики коронавирусной инфекции. Зачастую, когда взрослые заболевают в семье, дети сдают тесты и получают отрицательный результат. Еще один фактор, который помогает забыть об опасениях — готовая вакцина. Учителя — это как раз та группа людей, которая должна вакцинироваться. Скоро начнется и массовая вакцинация», — рассказывает педиатр.

Что важно знать:

Согласно официальной информации, в Москве ни один ребенок не умер от коронавируса, а общее количество заболевших детей совсем небольшое. Так, по словам главного внештатного педиатра департамента здравоохранения Москвы Исмаила Османова, с марта по ноябрь были инфицированы всего 35 тысяч детей, из них 1908 были госпитализированы, в их числе 4,3 процента были в тяжелом состоянии, но у них были другие осложняющие болезни (аутоиммунные, иммунодефицитные, диабет).

Материал подготовили Вадим Палько, Асхад Бзегежев, Никита Павлюк-Павлюченко, Кристина Боровикова.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь