От хохломы до модных предметов интерьера. Как развивается российский дизайн
У большинства людей русский стиль ассоциируется с вычурными и немного архаичными предметами интерьера: керамика гжели, деревянная посуда и мебель с хохломской росписью, дымковские игрушки. Однако с течением времени культурный код в отечественном дизайне очень сильно изменился. Как он себя проявляет в современной архитектуре и интерьере, рассказала главный дизайнер III Московской недели интерьера и дизайна Анастасия Василенко
История русской мысли
Долгое время выбор архитектурных и интерьерных решений в России определялся сочетанием разных векторов — традиционализма, европейских веяний и пожеланий заказчика. Мало кто знает, но до конца XIX века понятия «русский стиль» не существовало. Поиск национальной идентичности начался только в конце позапрошлого столетия. Архитекторы и художники той поры черпали идеи в прошлом страны и старались передать дух древнерусского зодчества и народного искусства.
Уже в XX веке отрасль пришла к функционализму: монотонные панельные многоэтажки, минимум декоративных элементов и одинаковые мебельные гарнитуры. Если бы не ряд интересных решений в сфере общественных зданий, можно было бы подумать, что российская дизайнерская мысль умерла. Лишним подтверждением этого стал так называемый лужковский стиль, который до сих пор оценивается негативно многими экспертами. Вот с таким наследием российские архитекторы и дизайнеры встретили новое время.
Современная архитектура
Возникает закономерный вопрос: откуда тогда появилось множество прекрасных зданий, ЖК, кварталов и общественных пространств? Нужно понимать ситуацию, которая сложилась на российском рынке недвижимости. Застройщики и девелоперы уделяют достаточно внимания эстетике, архитектурной, интерьерной, креативной концепции, благоустройству окружающей среды, чтобы выдержать конкуренцию.
Эту мысль поддерживает инвестор, основатель вертикально интегрированной компании UK GROUP, компании Development HUB и международного инвестиционного клуба Real Estate Investment Private Club Ксения Юрьева. В частности, она подчеркивает, что сегодня потребитель стал более требовательным. Многие путешествуют и видят лучшие образцы современной архитектуры и благоустройства городского пространства. В результате конкуренция между схожими по параметрам и ценам объектами постоянно растет.
По мнению Ксении, ярче всего это проявляется в премиальном и бизнес-сегменте, где идет борьба за внимание потребителя. Среди наиболее заметных современных веяний можно отметить организацию внутридомовых пространств, безбарьерные территории, фокус на натуральные материалы. Помимо этого, особое внимание сейчас уделяется коллаборациям с современными архитекторами, скульпторами, художниками и так далее. Например, в одном из проектов Ксении Юрьевой в Новой Москве был разработан и возведен целый арт-бульвар с меняющейся выставочной экспозицией, гармонирующей с жилым комплексом. Помимо дорогого сегмента, национальный колорит появляется и в ЖК среднего ценового диапазона. Фасады активно украшаются элементами ярких цветов, таким образом «ломая» монотонность здания.
Дизайн интерьера в новом времени
В России, как и во всем мире, царит тотальный плюрализм — можно все и нет никаких канонов. В сегменте премиальных интерьеров других стран формируется тренд на создание технологически насыщенных пространств, оформленных в нейтральном стиле. Об этом я недавно поговорила с историком дизайна, членом Национальной академии дизайна и гендиректором Московского музея дизайна Александрой Саньковой. Мы обе пришли к выводу, что индивидуальности в интерьере можно достичь уникальным сочетанием элементов предметного дизайна, в том числе национального. Новые интерьерные решения появляются как раз после изучения культурного наследия. Это можно проследить по итогам последних международных биеннале, выставок, конкурсов.
По мнению другого специалиста, соосновательницы маркетплейса Manner&Matter Марины Весны, именно в области предметного дизайна российским художникам есть что предложить. За последние годы в стране появилось множество мастерских, частных дизайнеров и небольших бутиковых производств с интересными работами. Увидеть их всех вместе можно было на III Московской неделе интерьера и дизайна, которая прошла в столице в конце октября. Помимо тренировки насмотренности и возможности купить авторские работы по выгодной цене посетители мероприятия еще могли оценить, сколько внимания современные российские художники уделяют культурным корням.
По словам Марины Весны, самые цитируемые дизайнерами направления — это супрематизм и конструктивизм, которые исторически зародились в России. И я не могу не согласиться. Острые линии, монохромные, часто монументальные предметы встречаются у многих авторов маркетплейса Manner&Matter. Сегодня художники и дизайнеры ищут вдохновение в национальном прошлом. Еще один момент, на который я хочу обратить внимание: важный вклад в возвращение к истокам вносит доступность материалов. В этом смысле в России можно найти буквально все. Поэтому появляются новые предметы интерьера, наполненные смыслом, и становится меньше реплик и заимствования.
Будущее «русского стиля»
После не самых простых десятилетий российские архитектура и дизайн возвращают свою идентичность, которая привлекает внимание даже на фоне лучших мировых примеров. Так, движущей силой архитектурного дизайна была, есть и будет конкуренция. По словам Ксении Юрьевой, в перспективе проектировать будут не отдельные здания, а целые городские агломерации. Внимание уделят лучшим практикам в урбанистике и местным носителям творческой идеологии. Все это поможет сохранить национальный колорит российских регионов.
Что касается дизайна, то на его будущее влияет в первую очередь спрос. В этом со мной также согласна Марина Весна. Развивать этот спрос до зрелого уровня можно с помощью повышения уровня образования, насмотренности клиентов, популяризации авторских изделий. И работа в этом направлении ведется. Например, Александра Санькова курирует конкурс дизайна «Дизайн и ремесло: проСмыслы» в Нижнем Новгороде. Интерес к промыслам и локальной культуре давно существовал, но сейчас это стало общедоступной историей, а не только личной инициативой.
Однако спрос — лишь внешний фактор развития, нужно еще обращать внимание на внутренний. Чтобы заявить о себе и стать востребованными, дизайнерам и брендам необходимо постоянно работать над качеством и удобством, развивать профессиональную насмотренность и любопытство. Только после этого от них потребуется умение продавать себя: маркетинг, упаковка, сторителлинг. Но все это пока находится в зачаточном состоянии. Российские архитекторы и дизайнеры только встали на путь развития национального кода, однако их ждет перспективное будущее.